Аннотации:
Глобальная цифровизация общества и движение WorldSkills Russia оказали значительное
влияние на повышение требований к выпускникам образовательных организаций системы среднего профессионального образования (СПО). Происходит актуализация нормативных документов, диктующих требования к подготовке выпускников, ориентирующих
на совершенствование системы образования, направленное на подготовку кадров,
обладающих компетенциями цифровой экономики на среднемировом уровне. В международном
рейтинге Россия занимает только 43-е место по развитию цифровых технологий,
значительно уступая европейским странам. Кроме того, анализ статистических данных Проекта региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» показал снижение индекса цифровой грамотности у населения в 2018 году по сравнению с предшествующим периодом. Это актуализирует проблему повышения уровня цифровой компетентности обучающихся, требований к выпускникам в образовательных организациях
системы СПО в соответствии с задачами модернизации образования, основным субъектом которого стали бы сами обучающиеся. Цель данной статьи - определение предпосылок становления и развития проблемы саморазвития цифровой компетентности. В статье раскрыта сущность, структура и содержание понятий «саморазвитие», «цифровая
компетентность», их особенности в системе СПО. В статье использованы методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме, изучение нормативно-правовой документации, анкетирование, наблюдение, опрос, сравнение, ранжирование, шкалирование,
измерение, эксперимент, методы количественной и качественной обработки результатов
исследования. Проведенный анализ позволил сделать вывод об обострении противоречий и об актуализации проблемы. Globalization processes of society and WorldSkills Russia have a significant impact on the Russian system of education. Nowadays the Pedagogy develops rapidly, therefore, it is very important
to use the actual results and methods. Today we can see the changes in normative documents
and requirements to the results of professional education. These documents focus on preparing
graduates to work in a competitive environment, to develop digital competence, to live in digital communities. Russia takes only the 43rd place in the development of digital technologies in international rankings. It is significantly inferior to European countries. Besides, the analysis of data from the Regional Public Organization's Internet Technology Center project shows that the Index of digital literacy for the population in 2018 decreased by 15. 6 % compared to the previous
period. This is due to the following contradiction: on the one hand, we observe the modernization
of Russian education system that causes the increase of requirements to graduates that should possess competencies in the field of information technology on the global average level, and, on the other hand, we see a low level of graduates’ digital competence. The study aims to determine the prerequisites of appearance and development of the problem of digital competence self-development. To solve the problem, we use the following methods: analysis of the literature and regulatory documentation; observation, comparison analysis; deduction and induction; qualitative
and quantitative analysis. The paper describes the structure and content of concepts “selfdevelopment”,
“digital competence”. The analysis made shows the aggravated contradictions and the need to solve the problem stated.
Описание:
Ляшенко Мария Владимировна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, asp17lmv314@susu.ru. M.V. Lyashenko, asp17lmv314@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation