Аннотации:
Компетентностно-ориентированные профессиональные задачи отражают содержательно-
процессуальный аспект подготовки будущих офицеров к исполнению служебной деятельности по должностному назначению. Перед нами стояла задача выявить и обосновать
необходимые и достаточные педагогические условия, которые способны при комплексном
применении повысить эффективность внедрения в образовательный процесс военных образовательных организаций высшего образования МО РФ разработанного комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно- ориентированных профессиональных задач.
Решению поставленной задачи способствовало применение следующих методов исследования:
изучение, анализ и обобщение эффективного опыта организации и совершенствования
образовательного процесса в военных образовательных организациях высшего образования МО РФ, а также предметной подготовки будущего военного авиационного специалиста (военного штурмана и офицера боевого управления). В состав комплекса педагогических
условий вошли: 1) формирование субъективного когнитивного опыта обучающихся
с помощью диагностического решения задач; 2) применение графических методов
сжатия и представления учебной информации с целью формирования и развития у обучающихся системы оперативной информации по циклам дисциплин; 3) формирование мотивации обучающихся посредством применения чек-листов для осуществления рефлексии
процесса решения задач.
Новизна полученного результата определяется сочетанием и сущностью вошедших в комплекс педагогических условий, выявленных с учетом методологической основы спроектированного
комплекса моделей, особенностей и закономерностей как образовательного
процесса военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, так и в частности процесса решения компетентностно-ориентированных задач курсантами, а также их индивидуальных особенностей. Значимость полученного результата состоит в том, что внедрение выявленного комплекса педагогических условий способно повысить эффективность внедрения комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению
компетентностно-ориентированных профессиональных задач в образовательный процесс военных образовательных организаций высшего образования МО РФ. Competence-oriented professional tasks reflect the substantive and procedural aspect of future
officers training to fulfill official duties. We identified and justified the necessary and sufficient
pedagogical conditions that in complex can increase the effectiveness of introducing into the educational process of military educational institutions a set of models to form students' readiness
to solve competence-oriented professional tasks.
The application of the following research methods contributed to the solution of the task: studying, analyzing and summarizing the experience of organizing and improving the educational process of military educational organizations, as well as training of the future military aviation specialist (military navigator and combat control officer). The complex of pedagogical conditions embodies: 1) the formation of the subjective cognitive experience of students using diagnostic problem solving; 2) the use of graphical methods of compression and presentation of educational information to form and develop a system of operational information on the cycles of disciplines; 3) the motivation growth of students through the use of checklists for the implementation of the reflection process of solving problems.
The novelty of the results is determined by the combination and essence of the pedagogical conditions identified taking into account the methodological basis of the designed complex of models, features and patterns of both the educational process of military educational institutions of higher education of the RF Ministry of Defense, and the process of solving competence- oriented tasks by cadets along with their individual characteristics. The significance of the results obtained is that the introduction of the identified set of pedagogical conditions can increase the effectiveness of introducing a set of models of cadets’ readiness formation to solve competence-
oriented professional tasks.
Описание:
Голякова Валерия Александровна, аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального
обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарнопедагогический
университет, г. Челябинск, LeraNeuner@gmail.com. V.A. Golyakova, LeraNeuner@gmail.com
South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk,
Russian Federation