Аннотации:
Песнопения в честь благоверных князей Бориса и Глеба фиксируются в нотированных рукописях с конца XI вплоть до XIX вв. и включают не только богослужебные жанры, но и духовную лирику (покаянные и духовные стихи). В песнопениях раскрываются разные грани святости Бориса и Глеба — мученики, заступники за Отечество, просветители, целители. В статье рассматривается, каким образом характерное для средневековой культуры творчество по образцу, на подобен, находит свое отражение не только в гимнографии, но и в иконописи,
и в литературных жанрах. в то же время в честь Бориса и Глеба были созданы и новые оригинальные песнопения, в поэтических текстах которых реальные исторические события были переосмыслены с точки зрения христианской традиции, и для их роспевания были созданы новые музыкальные решения. Изучение песнопений борису и Глебу позволяет выявить общие принципы художественного творчества в древнерусском каноническом искусстве. The chants for honorable princes Boris and Gleb fixed in the singing m anuscript books from the end of 11— 19th centuries. Saint Boris and Gleb w ere— martyrs, defender o f Russia, holy unmercenary healers. Repertoire singing books includes liturgical hymns, repentence poem s and spiritual verses. This article describes research o f the general principles o f art creativity in ancient-R ussian chants art — models, similars, and the receptions o f their used in hymnography, icon painting and literary genres. The real historical events w ere reflected in the new original chants w ere created in honor of Boris and Gleb. Research o f the chants for Boris and Gleb makes it possible to identify the general principles o f art creativity in ancient Russian canonical art.
Описание:
ИВАНОВА Мария Геннадьевна, ведущий библиотекарь Отдела рукописей, Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург, Российская ф едерация). E-mail: maryviolin@ m ail.ru.
M. G. Ivanova, maryviolin@mail.ru The National Library of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation