Аннотации:
Обоснование. В ряде школ с целью поддержания оптимальной работоспособности учеников реализуется «альтернативный» режим учебного процесса с равномерным чередованием периодов учебы (5-6 недель) и отдыха (1 неделя). В исследованиях установлено положительное значение такого режима при обучении в начальных классах, а его влияние на адаптацию школьников к началу обучения в основной школе изучено недостаточно. Цель. Комплексное изучение особенностей формирования и реализации психофизиологического адаптационного потенциала подростков 11-12 лет на этапе адаптации к обучению в основной школе при традиционном и альтернативном режимах учебной деятельности. Организация и методы исследования. В исследовании участвовали ученики 5-х классов двух школ: 49 школьников обучались в традиционном режиме и 41 - в альтернативном. В начале и в конце учебного года оценивались нейродинамические показатели умственной работоспособности, вариабельности сердечного ритма, эмоционального состояния, социально-психологической адаптации, копинг-стратегий и успеваемости. Результаты. У пятиклассников при альтернативном режиме учебного процесса наблюдался более высокий уровень и выраженная положительная динамика изучаемых показателей, чем при традиционном режиме, изменения особенно сильно выражены у девочек, подростков с ваготонией и школьников с исходно низким уровнем психофизиологических характеристик. Заключение. Режим учебного процесса с равномерным чередованием периодов учебы и отдыха способствует оптимальной реализации психофизиологического адаптационного потенциала детей при переходе на ступень основной школы. Some schools implement the so-called alternative mode of study alternating periods of study (5-6 weeks) and rest (1 week). The studies established a positive effect of such a regime in primary school. However, its effect on the adaptation of pupils to middle school is not sufficiently studied. Aim. The article deals with a comprehensive study of forming and realizing psychophysiological adaptation potential in children aged 11-12 years during their adaptation to the middle- school in the traditional and alternative mode of study. Materials and methods. 5-grade pupils from 2 different schools participated in the study: 49 pupils followed a traditional program, 41 - alternative. In pupils, we assessed neurodynamics, mental performance, heart rate variability, emotional status, social and psychological adaptation, coping strategies, and grades at the beginning and end of the academic year. Results. In 5-grade pupils studying in an alternative mode, a pronounced positive dynamics of the indicators was registered compared to the traditional model. This is especially attributed to the girls, teenagers with vagotony, and pupils with initially low psychophysiological characteristics. Conclusion. The mode of study with alternating periods of study and rest stimulates and contributes to the optimal realization of children’s psychophysiological adaptation potential when entering middle school. It also improves the insufficiently developed components of adaptation potential in 5-grade pupils with its initially low level.
Описание:
Четверик Ольга Николаевна, педагог-психолог, Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (Кемерово), elefant.68@mail.ru
Тарасова Ольга Леонидовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии человека и животных и психофизиологии, Кемеровский государственный университет (Кемерово), tol_66@mail.ru
Казин Эдуард Михайлович, доктор биологических наук, профессор, действительный член МАН ВШ и АПСН, заслуженный деятель науки РФ, Кемеровский государственный университет (Кемерово), valeol@kemsu.ru
O.N. Chetverik1, elefant.68@mail.ru, ORCID 0000-0002-7352-4548 O.L. Tarasova2, tol_66@mail.ru, ORCID 0000-0002-7992-645X E.M. Kazin2, valeol@kemsu.ru, ORCID 0000-0003-1462-5282
1 Kuzbass Regional Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Aid «Health and Personal Development», Kemerovo, Russian Federation
2 Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation