Аннотации:
В публикации раскрываются и экспериментально подтверждаются основные возможности применения кейс-метода для развития рефлексии, к которым относятся организация осознания имеющихся в личном опыте и освоение новых идентификаций, идентичностей, позиций субъекта. Показано, что процесс развития рефлексии разворачивается посредством организации процессов децентрации, реконструкции, субъективации, объективации и апробации нового опыта. Экспериментальное подтверждение развития рефлексии получили два варианта ее направленности на саморазвитие (рефлексия рефлексии) и на системную переработку информации. Определено, что благодаря организованной работе с кейсом характерная для юношеского возраста склонность рефлексии к искажениям существенно изменяется в сторону подлинного представления субъекта о своей рефлексии. Указано на диагностические, развивающие и управляющие характеристики матричной рефлексивной формы, в которой отражена модально-интенциональная модель рефлексии. The publication reveals and experimentally confirms key opportunities of using a case method for developing reflection, which include: organization of personal experience awareness and learning new subject identifications, identities, and positions. It is shown that the process of developing reflection is unfolding through the organization of decentration, reconstruction, subjectivation, objectification and approbation of new experience. Two versions of reflection development (toward self-development (reflection of the reflection) and toward system information processing) received experimental confirmation. It was determined that due to organized work with the case, a reflection tendency toward distortions, characteristic of youthful age, was significantly changed toward the subject's true representation of his reflection. The diagnostic, developmental and control characteristics of the matrix reflexive form, which represents the modal-intentional model of reflection, were indicated.
Описание:
Сизикова Татьяна Эдуардовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск), tat@ccru.ru
Дураченко Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск), reflexia@mail.ru
T.E. Sizikova, tat@ccru.ru O.A. Durachenko, reflexia@mail.ru
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation