Аннотации:
В статье анализируется развитие дискурса аутсавдерского искусства в перспективе институциональной теории искусства и постструктуралистской теории культуры Б. Гройса. В период конца 1970-х — 1990-х годов идет процесс концептуального сложения дискурса аутсайдерского искусства идет через активную выставочную практику, мощно развернувшуюся в США. Также следует процесс активной музеефикации аутсайдерского искусства, появляются новые специализированные музеи аутсайдерского и визионерского искусства, а также ассоциации
аутсайдерского искусства. Искусство аутсайдеров становится почетной частью «архивов культуры», входя в фонды крупнейших мировых музеев современного и классического искусства. Это свидетельствует о том, что другое — в этом контексте искусство аутсайдеров — обладает ценностью: его сохраняют и исследуют. Благодаря музейным выставкам, последнее десятилетие стало временем завоевания места аутсайдерского искусства в «архивах культуры», что повлияло на новую роль аутсайдерского искусства на арт-рынке и появлением специализированных выставок-ярмарок. Переход от модернистского дискурса аутентичности к дискурсу инаковости эпохи постмодерна приводит к том, что феномены аутсайдерского искусства оказываются на передовом фронтире актуального искусства и становятся основой главных мировых событий в сфере актуального искусства. Апелляция к идее другого становится главным двигателем
искусства на современном этапе. This article investigates the development of the Outsider Art discourse, which is analyzed through the perspective of the Institutional Theory of Art and the B. Groys’ Post-structuralist Theory of culture. In the late 1970s — 1990s, the process of conceptual formation Outsider Art discourse was developed
through active exhibition practice, powerfully established in the United States. Moreover the followed active process was the Outsider Art museification, were founded the new specialized museums of Outsider and Visionary Art, as well as associations of outsider art. The Outsider Art has become an honorable part of the “Archives of Culture”, entering the funds of the world's largest Museums of Modern and Classical art. This suggests that the Other — in this context, the Outsider Art — has value: it is preserved and explored. Thanks to museum exhibitions, the last decade has become a time of conquering the place of Outsider Art in the “Archives of Culture”, which influenced on the new role of Outsider Art in the Art market and the emergence of specialized exhibitions and art fairs. The transition from the modernist Discourse of Authenticity to the Discourse of the Otherness of the postmodern era leads to the fact that the phenomena of Outsider Art turn out on the forward frontier of contemporary art and become the basis of the main world events in the realm of contemporary art. Appellation to the idea of the Other becomes the main engine of art at the present stage.
Описание:
СУВОРОВА Анна Александровна, кандидат искусствоведения, доцент. доцент кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий, Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, Российская Федерация). E-mail: suvorova_anna@mail.ru
A . A . Suvorova, suvorova_anna@mail.ru
Perm State National Research University, Perm, Russian Federation