Аннотации:
In Moscow of the 16th—17th centuries there were two closely related centers of professional musical art. They were the choir at the Tsar’s court and the choir at the court of the metropolitan (since 1589 — patriarch) of Moscow and all Russia, which united the best creative powers of the country. According to the author, the study of historical data on the life and activities of the Tsar’s and patriarchal singers indicates that they belonged to the category of court service class people. Directions of their activities have often expanded. This was determined not only by the fact that the singers were literate, and sometimes had a high level of education, but also by the lack of a clear differentiation of services in the developing state apparatus, which made it possible to use the singers in various services — from file clerk to military. The findings are based on an analysis of a wide range of diverse archival documents and other sources. The obtained results allow us to clarify the social status of masters, who are often referred to the clergy class by researchers. В Москве XVI—XVII вв. существовало два тесно связанных между собой центра профессионально-музыкального искусства. Это были хор при Царском дворе и хор при дворе Митрополита (с 1589 г. — Патриарха) Московского и всея Руси, которые объединяли лучшие музыкальные творческие силы страны. По мнению автора, изучение исторических данных о жизни и деятельности государевых и патриарших певчих свидетельствуют, что они входили в категорию придворных служилых людей. Направления этой деятельности не были четко определены и часто разрастались. Это объяснялось не только тем, что певцы владели грамотностью, а иногда и имели высокий уровень образованности, но также отсутствием четкой дифференциации служб в развивающемся государственном аппарате, что позволяло на практике использовать певцов при решении различных дел (делопроиводственных, судебных, военных и др.). Выводы базируются на основе анализа широкого круга разнообразных архивных документов и других источников. Полученные результаты позволяют уточнить социальный статус мастеров, которых нередко исследователи относят к духовному сословию.
Описание:
N. P. Parfentiev, parfentevnp@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
ПАРФЕНТЬЕВ Николай Павлович, заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства, доктор исторических наук, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Российская Федерация). E-mail: parfentevnp@susu.ru