Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Шумаков, В.А. | |
dc.contributor.author | Дубровина, Д.А. | |
dc.contributor.author | Платонова, А.В. | |
dc.contributor.author | Shumakov, V.A. | |
dc.contributor.author | Dubrovina, D.A. | |
dc.contributor.author | Platonova, A.V. | |
dc.date.accessioned | 2021-10-27T09:53:17Z | |
dc.date.available | 2021-10-27T09:53:17Z | |
dc.date.issued | 2019 | |
dc.identifier.citation | Шумаков, В.А. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия / В.А. Шумаков, Д.А. Дубровина, А.В. Платонова // Психология. Психофизиология. - 2019. - Т. 12, № 4. - С. 63-70. DOI: 10.14529/jpps190407 Shumakov V.A., Dubrovina D.A., Platonova A.V. Social and Psychological Adaptation of Younger Schoolchildren to the Learning Environment as a Factor of Their Emotional Well-Being. Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 4, pp. 63-70. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190407 | ru_RU |
dc.identifier.issn | 2686-729X | |
dc.identifier.uri | http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/41018 | |
dc.description | Шумаков Вадим Анатольевич, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры психологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), v.shumakov@inbox.ru; ORCID 0000-0002-7963-2320 Дубровина Дарья Александровна, кандидат психологических наук, преподаватель, ЮжноУральский государственный медицинский университет (Челябинск), daria.89@mail.ru, ORCID 0000-0001-9936-6800 Платонова Анна Владимировна, аспирант, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), anya1976@mail.ru, ORCID 0000-0002-2636-7279 V.A. Shumakov1, v.shumakov@inbox.ru, ORCID 0000-0002-7963-2320 D.A. Dubrovina1, daria.89@mail.ru, ORCID 0000-0001-9936-6800 A.V. Platonova2, anya1976@mail.ru, ORCID 0000-0002-2636-7279 1 South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation 2 Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation | ru_RU |
dc.description.abstract | Обоснование. В статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе. В этот период меняется привычный режим дня, игры сменяются на уроки, ребенок вынужден подчиняться правилам школьной жизни, выполняя требования учителя. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 107 первоклассников, в том числе 42 мальчика и 65 девочек, в возрасте от 7 до 8 лет (средний возраст 7,5 ± 0,5 года). Использовались следующие психодиагностические методики: «Лесенка» (В.Г. Щур), оценивающая уровень отношения к себе как показателя эмоционального благополучия; «Рисунок школы»,определяющая отношение первоклассника к школе и уровень школьной тревожности; диагностика школьной тревожности А.М. Прихожан, выявляющая уровень взаимодействия родителей и детей, взаимоотношение между детьми, общение со взрослым и учителем. Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, качественного анализа результатов исследования. Вычисления выполнены с использованием пакета программ SPSS Statistics v. 17.0. Результаты. Обнаружено три уровня выраженности показателей социально-психологической адаптации в исследуемой выборке: высокий уровень адаптации (n = 52) - первоклассники с эмоционально-благополучным отношением к школе, средний уровень адаптации (n = 35) - обучающиеся с эмоционально-нейтральным отношением к школе, низкий уровень адаптации (n = 20) - обучающиеся с эмоционально-отрицательным отношением к школе. Заключение. Младшие школьники с различными показателями социально-психологической адаптированности отличаются по параметрам эмоционального благополучия. Доказано, что при высоком уровне адаптации у первоклассников проявляется эмоционально-благополучное отношение к школе, при среднем уровне адаптации - эмоционально-нейтральное отношение к школе, при низком уровне адаптации - эмоциональноотрицательное отношение к школе. The article considers the phenomenon of socio-psychological adaptation of younger schoolchildren to learning at school. In this period, the usual daily routine changes, children are forced to obey the rules of school life, fulfilling the requirements of the teacher. Aim. The purpose of the article is to identify the role of socio-psychological adaptation of first graders to schooling in the formation of their emotional well-being. Materials and methods. 107 first-graders, including 42 boys and 65 girls, aged from 7 to 8 years (average age 7.5 ± 0.5 years) participated in the study.The following psychodiagnostic techniques were used: the technique “Ladder” (V.G. Schur) assesses the level of emotional well-being; “School drawing” methodology, which determines the attitude of a first-grader to school and the level of school anxiety; diagnosis of school anxiety (A.M. Prikhozhan) between children, communication with an adult and a teacher. Mathematical and statistical processing is carried out using Spearman's rank correlation coefficients, cluster analysis, qualitative analysis of research results. The calculations were performed using SPSS Statistics v. 17.0. Results. Three levels of socio-psychological changes were revealed: a high level of adaptation (n = 52) - primary classes with an emotionally favorable attitude to school, an average level of adaptation (n = 35) - students with an emotionally neutral attitude to school, a low level of adaptation (n = 20) - students with an emotionally negative attitude towards school. Conclusion. Younger schoolchildren with different indicators of sociopsychological adaptation differ in terms of emotional well-being. It is proved that with a high level of adaptation, first-graders show an emotionally favorable attitude towards school, with an average level of adaptation - an emotionally neutral attitude towards school, and with a low level of adaptation - an emotionally negative attitude towards school. | ru_RU |
dc.language.iso | other | ru_RU |
dc.publisher | Издательский центр ЮУрГУ | ru_RU |
dc.relation.ispartof | Психология. Психофизиология | ru_RU |
dc.relation.ispartof | Psychology. Psychophysiology | en |
dc.relation.ispartofseries | Психология. Психофизиология;Т. 12 | |
dc.relation.ispartofseries | Psychology. Psychophysiology;Т. 12 | |
dc.subject | УДК 159.9 | ru_RU |
dc.subject | адаптация | ru_RU |
dc.subject | социально-психологическая адаптация | ru_RU |
dc.subject | эмоции | ru_RU |
dc.subject | эмоциональное благополучие | ru_RU |
dc.subject | младшие школьники | ru_RU |
dc.subject | первоклассники | ru_RU |
dc.subject | корреляционный анализ | ru_RU |
dc.subject | кластерный анализ | ru_RU |
dc.subject | adaptation | ru_RU |
dc.subject | socio-psychological adaptation | ru_RU |
dc.subject | emotions | ru_RU |
dc.subject | emotional well-being | ru_RU |
dc.subject | elementary school students | ru_RU |
dc.subject | first graders | ru_RU |
dc.subject | correlation analysis | ru_RU |
dc.subject | cluster analysis | ru_RU |
dc.title | Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия | ru_RU |
dc.title.alternative | Social and Psychological Adaptation of Younger Schoolchildren to the Learning Environment as a Factor of Their Emotional Well-Being | ru_RU |
dc.type | Article | ru_RU |
dc.identifier.doi | DOI: 10.14529/jpps190407 |