Репозиторий Dspace

Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Шумаков, В.А.
dc.contributor.author Дубровина, Д.А.
dc.contributor.author Платонова, А.В.
dc.contributor.author Shumakov, V.A.
dc.contributor.author Dubrovina, D.A.
dc.contributor.author Platonova, A.V.
dc.date.accessioned 2021-10-27T09:53:17Z
dc.date.available 2021-10-27T09:53:17Z
dc.date.issued 2019
dc.identifier.citation Шумаков, В.А. Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия / В.А. Шумаков, Д.А. Дубровина, А.В. Платонова // Психология. Психофизиология. - 2019. - Т. 12, № 4. - С. 63-70. DOI: 10.14529/jpps190407 Shumakov V.A., Dubrovina D.A., Platonova A.V. Social and Psychological Adaptation of Younger Schoolchildren to the Learning Environment as a Factor of Their Emotional Well-Being. Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 4, pp. 63-70. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190407 ru_RU
dc.identifier.issn 2686-729X
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/41018
dc.description Шумаков Вадим Анатольевич, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры психологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск), v.shumakov@inbox.ru; ORCID 0000-0002-7963-2320 Дубровина Дарья Александровна, кандидат психологических наук, преподаватель, ЮжноУральский государственный медицинский университет (Челябинск), daria.89@mail.ru, ORCID 0000-0001-9936-6800 Платонова Анна Владимировна, аспирант, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), anya1976@mail.ru, ORCID 0000-0002-2636-7279 V.A. Shumakov1, v.shumakov@inbox.ru, ORCID 0000-0002-7963-2320 D.A. Dubrovina1, daria.89@mail.ru, ORCID 0000-0001-9936-6800 A.V. Platonova2, anya1976@mail.ru, ORCID 0000-0002-2636-7279 1 South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation 2 Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract Обоснование. В статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе. В этот период меняется привычный режим дня, игры сменяются на уроки, ребенок вынужден подчиняться правилам школьной жизни, выполняя требования учителя. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 107 первоклассников, в том числе 42 мальчика и 65 девочек, в возрасте от 7 до 8 лет (средний возраст 7,5 ± 0,5 года). Использовались следующие психодиагностические методики: «Лесенка» (В.Г. Щур), оценивающая уровень отношения к себе как показателя эмоционального благополучия; «Рисунок школы»,определяющая отношение первоклассника к школе и уровень школьной тревожности; диагностика школьной тревожности А.М. Прихожан, выявляющая уровень взаимодействия родителей и детей, взаимоотношение между детьми, общение со взрослым и учителем. Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, качественного анализа результатов исследования. Вычисления выполнены с использованием пакета программ SPSS Statistics v. 17.0. Результаты. Обнаружено три уровня выраженности показателей социально-психологической адаптации в исследуемой выборке: высокий уровень адаптации (n = 52) - первоклассники с эмоционально-благополучным отношением к школе, средний уровень адаптации (n = 35) - обучающиеся с эмоционально-нейтральным отношением к школе, низкий уровень адаптации (n = 20) - обучающиеся с эмоционально-отрицательным отношением к школе. Заключение. Младшие школьники с различными показателями социально-психологической адаптированности отличаются по параметрам эмоционального благополучия. Доказано, что при высоком уровне адаптации у первоклассников проявляется эмоционально-благополучное отношение к школе, при среднем уровне адаптации - эмоционально-нейтральное отношение к школе, при низком уровне адаптации - эмоциональноотрицательное отношение к школе. The article considers the phenomenon of socio-psychological adaptation of younger schoolchildren to learning at school. In this period, the usual daily routine changes, children are forced to obey the rules of school life, fulfilling the requirements of the teacher. Aim. The purpose of the article is to identify the role of socio-psychological adaptation of first graders to schooling in the formation of their emotional well-being. Materials and methods. 107 first-graders, including 42 boys and 65 girls, aged from 7 to 8 years (average age 7.5 ± 0.5 years) participated in the study.The following psychodiagnostic techniques were used: the technique “Ladder” (V.G. Schur) assesses the level of emotional well-being; “School drawing” methodology, which determines the attitude of a first-grader to school and the level of school anxiety; diagnosis of school anxiety (A.M. Prikhozhan) between children, communication with an adult and a teacher. Mathematical and statistical processing is carried out using Spearman's rank correlation coefficients, cluster analysis, qualitative analysis of research results. The calculations were performed using SPSS Statistics v. 17.0. Results. Three levels of socio-psychological changes were revealed: a high level of adaptation (n = 52) - primary classes with an emotionally favorable attitude to school, an average level of adaptation (n = 35) - students with an emotionally neutral attitude to school, a low level of adaptation (n = 20) - students with an emotionally negative attitude towards school. Conclusion. Younger schoolchildren with different indicators of sociopsychological adaptation differ in terms of emotional well-being. It is proved that with a high level of adaptation, first-graders show an emotionally favorable attitude towards school, with an average level of adaptation - an emotionally neutral attitude towards school, and with a low level of adaptation - an emotionally negative attitude towards school. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Психология. Психофизиология ru_RU
dc.relation.ispartof Psychology. Psychophysiology en
dc.relation.ispartofseries Психология. Психофизиология;Т. 12
dc.relation.ispartofseries Psychology. Psychophysiology;Т. 12
dc.subject УДК 159.9 ru_RU
dc.subject адаптация ru_RU
dc.subject социально-психологическая адаптация ru_RU
dc.subject эмоции ru_RU
dc.subject эмоциональное благополучие ru_RU
dc.subject младшие школьники ru_RU
dc.subject первоклассники ru_RU
dc.subject корреляционный анализ ru_RU
dc.subject кластерный анализ ru_RU
dc.subject adaptation ru_RU
dc.subject socio-psychological adaptation ru_RU
dc.subject emotions ru_RU
dc.subject emotional well-being ru_RU
dc.subject elementary school students ru_RU
dc.subject first graders ru_RU
dc.subject correlation analysis ru_RU
dc.subject cluster analysis ru_RU
dc.title Социально-психологическая адаптация младших школьников к обучению в школе как условие их эмоционального благополучия ru_RU
dc.title.alternative Social and Psychological Adaptation of Younger Schoolchildren to the Learning Environment as a Factor of Their Emotional Well-Being ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/jpps190407


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись