Репозиторий Dspace

Особенности нейродинамических свойств, агрессивности и тревожности тувинских студентов в зависимости от стратегии поведения и пола

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Куулар, Ш.В.
dc.contributor.author Будук-оол, Л.К.
dc.contributor.author Kuular, Sh.V.
dc.contributor.author Buduk-ool, L.K.
dc.date.accessioned 2021-10-27T10:53:27Z
dc.date.available 2021-10-27T10:53:27Z
dc.date.issued 2019
dc.identifier.citation Куулар, Ш.В. Особенности нейродинамических свойств, агрессивности и тревожности тувинских студентов в зависимости от стратегии поведения и пола / Ш.В. Куулар, Л.К. Будук-оол // Психология. Психофизиология. - 2019. - Т. 12, № 4. - С. 93-104. DOI: 10.14529/jpps190410 Kuular Sh.V., Buduk-ool L.K. Features of Neurodynamic Properties, Aggression and Anxiety in Tuvan Students Depending on the Behavioral and General Strategy. Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 4, pp. 93-104. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190410 ru_RU
dc.identifier.issn 2686-729X
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/41021
dc.description Куулар Шенне Владимировна, аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет (Кызыл), Shengne@mail.ru, ORCID 0000-0003-0378-6195. Будук-оол Л ариса Кара-Саловна, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет (Кызыл), buduk-ool@mail.ru, ORCID 0000-0003-3712-0703. Sh.V. Kuular, Shengne@mail.ru, ORCID 0000-0003-0378-6195 L.K. Buduk-ool, buduk-ool@mail.ru, ORCID 0000-0003-3712-0703 Tuvan State University, Kyzyl, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract Обоснование. Успешность адаптации студентов к образовательному процессу зависит от индивидуальных психофизиологических характеристик, которые проявляются в особенностях стратегии поведения. Организация и методы. В исследовании приняли участие 76 юношей и 132 девушки, средний возраст - 21,6 ± 0,2 года. Оценку стратегии поведения в конфликтном взаимодействии проводили по методике К. Томаса, структуры агрессии - по методике А. Басса и А. Дарки, уровня реактивной и личностной тревожности по методике Спилбергера - Ханина. Нейродинамические свойства личности оценивали по результатам тестов «Простая зрительно-моторная реакция» и «Реакция выбора». Математическую обработку результатов проводили с применением пакетов программ Statistiсa 6.0., соответствие данных нормальному распределению проверяли по критерию Колмогорова-Смирнова. Различия считали значимыми при p < 0,05. Результаты. У тувинских студентов выявлены половые различия поведения в конфликтных ситуациях: у девушек преобладают лица с эффективной стратегией поведения, среди юношей - с неэффективной стратегией поведения. Девушки с нейтральной стратегией поведения (16,7 %) характеризуются высокими индексами агрессивности и враждебности, низкими значениями реактивной тревожности. Высокий уровень личностной тревожности выявлен у всех девушек независимо от стратегии поведения. Среди юношей лица с высоким индексом агрессивности, реактивнойи личностной тревожности выявлены в единичных случаях в группе с эффективной стратегией поведения. У девушек латентный период простой зрительно-моторной реакции связан со стратегией поведения. У юношей различий латентного периода простой зрительно-моторной реакции не обнаружено в зависимости от стратегий поведения в конфликте. Функциональный уровень ЦНС всех обследованных студентов независимо от стратегии поведения характеризовался как «незначительно сниженный». По показателям интегральных характеристик «устойчивость нервной реакции» и «уровень функциональных возможностей» выявлены половые различия. Заключение. Нейродинамические особенности, преобладающая эффективная стратегия поведения в конфликтной ситуации, структура агрессии тувинских девушек свидетельствуют об адекватной реактивности организма, что подтверждается «незначительно сниженным» уровнем работоспособности, и, вероятно, обеспечивают более успешную адаптацию к образовательному процессу по сравнению с юношами. The su ccess o f students' adaptation to the ed u cational p rocess d epends o n individual psychophysiological features, w h ich are m anifested in the beh avioral strategy. Materials and methods. The study involved 76 young m ales and 132 fem ales, the average age w as 21.6 ±0.2 years. Evaluation o f the behavioral strategy in conflict interaction w as carried out using the method of K. Thomas; the structure o f aggression w as studied w ith the help o f the A. Buss and A. Durkee hostility inventory; the lev el o f reactive and personal anxiety w as measured with Spielberger state trait anxiety inventory (Spilberger-K hanin test). The neurodynam ic properties were evaluated using the results obtained in the “Sim ple visual-m otor reaction” and “Choicereaction” test. M athem atical processing o f the results w as carried out using Statists 6.0. The com pliance o f the data w ith the normal distribution w as checked by the Kolmogorov-Sm irnov criterion. D ifferences were considered significant at p < 0.05. Results. Tuvan students revealed gender differences in behavior in conflict situations: fem ale students m ostly demonstrated an effective behavioral strategy, w hile m ale students were characterized by an ineffective behavioral strategy. Fem ale students w ith a neutral behavioral strategy (16.7% ) were characterized by high indices of aggressiveness and hostility and low values of reactive anxiety. A high level o f personal anxiety w as found in all fem ale students regardless o f their behavioral strategy. M ale students w ith high valu es o f aggressiveness, reactive and personal anxiety were identified in isolated cases in a group w ith an effective behavioral strategy. In fem ale students, the latent period o f a sim ple visual-m otor reaction w as associated w ith a behavioral strategy. In m ale students, differences in the latent period o f a sim ple visual-m otor reaction were not detected regardless o f the strategies of behavior. The functional level o f the central nervous system o f all the students studied, regardless o f the strategy o f behavior, was characterized as “slightly reduced” . A ccording to the data obtained for the “stability o f the nervous reaction” and “level o f functionality”, gender differences were revealed. Conclusion. Neurodynam ic features, the prevailing effective strategy o f behavior in a conflict situation, and the structure o f aggression o f Tuvan fem ale students indicate an adequate reactivity o f the body, w hich is confirm ed by a “slightly reduced” level of performance. This, probably, provides a m ore successful adaptation to the educational process com pared to male students. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Психология. Психофизиология ru_RU
dc.relation.ispartof Psychology. Psychophysiology en
dc.relation.ispartofseries Психология. Психофизиология;Т. 12
dc.relation.ispartofseries Psychology. Psychophysiology;T. 12
dc.subject УДК 159.9:612.8 ru_RU
dc.subject студенты ru_RU
dc.subject стратегия поведения ru_RU
dc.subject агрессивность ru_RU
dc.subject тревожность ru_RU
dc.subject психомоторные реакции ru_RU
dc.subject students ru_RU
dc.subject behavioral strategy ru_RU
dc.subject aggressiveness ru_RU
dc.subject anxiety ru_RU
dc.subject psychomotor reactions ru_RU
dc.title Особенности нейродинамических свойств, агрессивности и тревожности тувинских студентов в зависимости от стратегии поведения и пола ru_RU
dc.title.alternative Features of Neurodynamic Properties, Aggression and Anxiety in Tuvan Students Depending on the Behavioral and General Strategy ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/jpps190410


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись