Аннотации:
Цель: Определить влияние занятий степ-аэробикой и атлетической гимнастикой на уровень физической работоспособности девушек-первокурсниц. Материалы и методы. Обследовано 80 студенток очной формы обучения, часть из которых дополнительно занималась атлетической гимнастикой (группа 1 n = 40), а часть (группа 2 n = 40) - степаэробикой. Средний возраст девушек составил 18,35 ± 0,04 года. У них по стандартным методикам в сентябре и декабре 2017 года оценивали физическое развитие, физическую подготовленность, состояние респираторной и сердечно-сосудистой систем, а также физическую работоспособность по максимальному потреблению кислорода (МПК) с помощью степ-теста. Результаты. В начале эксперимента у девушек группы 1 и 2 не выявлено статистически значимых отличий по исследуемым показателям. Полученные средние значения МПК (39,85 ± 0,37 в группе 1 и 38,92 ± 0,42 в группе 2, р = 0,1) соответствовали удовлетворительному уровню работоспособности. В конце эксперимента установлены статистически значимые различия по среднему значению МПК: 40,73 ± 0,21 в группе 1 и 41,61 ± 0,21 в группе 2. По результатам ранжирования у большинства девушек уровень работоспособности повысился. У девушек группы 1 увеличилась длина прыжка с места, у девушек группы 2 в конце эксперимента уменьшилось время бега на 2000 м, увеличилась длина прыжка с места, уменьшилась частота сердечных сокращений, увеличились адаптационные возможности. Заключение. Занятия атлетической гимнастикой в течение семестра не оказывают существенного влияния на физическую работоспособность, но повышают скоростно-силовые качества, а занятия степ-аэробикой положительно влияют на уровень физической работоспособности, скоростно-силовые качества, состояние сердечно-сосудистой системы девушек-первокурсниц неспортивных специальностей. Aim. The article deals with establishing the effect of step aerobics and artistic gymnastics on physical performance in first year female university students. Materials and methods. 80 fulltime female university students participated in the study. The first group practiced artistic gymnastics (Group 1, n = 40), the second group (Group 2, n = 40) - step aerobics. The mean age was 18.35 ± 0.04 years. In September and December 2017, their physical development, physical fitness, physical performance, respiratory and cardiovascular systems were assessed based on standard procedures using the data of maximum oxygen consumption and the step test. Results. At the beginning of the experiments, there were no statistically significant differences between Group 1 and Group 2. The mean maximum oxygen consumption values corresponded to satisfactory performance (39.85 ± 0.37 - Group 1, 38.92 ± 0.42 - Group 2, р = 0.1). At the end of the experiment, there were statistically significant differences in terms of the mean maximum oxygen consumption: 40.73 ± 0.21 - Group 1 and 41.61 ± 0.21 - Group 2. The results of the ranking showed that the majority of participants demonstrated an increase in physical performance. Group 1 showed an increase in the standing long jump, Group 2 improved 2000 m running time and the standing long jump. Group 2 also demonstrated a decrease in heart rate and an increase in adaptation capacities. Conclusion. The lessons of artistic gymnastics during a semester do not influence significantly physical performance but improve speed-strength characteristics. Step aerobics influences positively physical performance, speed-strength characteristics, and the cardiovascular system in first-year female university students not related to sport.
Описание:
Авдеева Марина Сейфулаховна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания, Вятский государственный университет. 610008, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: usr11253@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-6760-7347.
Беличева Татьяна Васильевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания, Вятский государственный университет. 610000, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: usr11211@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2096-8513.
M.S. Avdeeva, usr11253@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-6760-7347,
T.V. Belicheva, usr11211@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2096-8513 Vyatka State University, Kirov, Russian Federation