Аннотации:
Цель: реализация инновационных подходов к обучению баскетболисток женской команды эффективным способам реагирования и разрешения конфликтных ситуаций, снижение агрессивности, построение адекватных межличностных отношений в процессе учебно-тренировочных занятий для достижения высоких спортивных результатов. Материалы и методы. В исследовании участвовало две группы спортсменок-баскетболисток. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 32 испытуемые в возрасте 18-25 лет, входящие в состав женских сборных по баскетболу вузов г. Челябинска. Контрольную группу (КГ) составили 28 испытуемых аналогичного возраста, входящие в состав любительских внутривузовских женских баскетбольных команд. В исследовании использовался опросник «Тест агрессивности» Л.Г. Почебут, опросник «Стили поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Статистический анализ результатов проводился с помощью программы SPSS Statistics 17.0. Результаты. Выявлены высокие показатели уровня агрессивности, конфликтности и неадекватности межличностных отношений в командах баскетболисток. Разработана и внедрена авторская инновационная модульная психолого-педагогическая программа по коррекции деструктивных видов агрессии, конфликтности и неэффективных стилей межличностных отношений. Мониторинг установил снижение уровня физической, эмоциональной агрессии, самоагрессии, сформирован выбор адекватных стратегий поведения в конфликте, что свидетельствует об эффективности программы в работе со спортсменками баскетбольных команд в процессе учебно-тренировочных занятий. Заключение. Анализ сравнительных результатов всех полученных данных свидетельствует о том, что спортсмены после внедрения модульной психолого-педагогической коррекционной программы обучились навыкам нивелирования конфликтных ситуаций и при этом обучились переключать свою агрессию на нейтральные предметы, выражать агрессию вербально с меньшей эмоциональной окрашенностью, не имеющей направленности на себя, научились адекватным стилям разрешения конфликтных ситуаций и гармоничному построению межличностных отношений.Aim. The purpose of the article is to introduce innovative approaches to training female basketball players for responding and resolving conflict situations, reducing aggressiveness, building effective interpersonal relationships during training to achieve high results. Materials and methods. The study involved two groups of female basketball players. The experimental group (EG) consisted of 32 subjects aged 18-25 years old, members of the women's basketball teams of universities in Chelyabinsk. The control group (CG) consisted of 28 subjects of a similar age, who were part of the amateur university women's basketball teams. The study used the “Aggression Test” by L.G. Pochebut, the K. Thomas Conflict Mode Instrument (adaptation by N.V. Grishina), and the T. Leary Interpersonal Behavior Circle Personal Inventory. Statistical analysis of the results was carried out using the SPSS Statistics 17.0 program. Results. High level of aggressiveness, conflict and inadequacy of interpersonal relations in basketball players was revealed. The author’s innovative modular psychological and pedagogical program for the correction of destructive types of aggression, as well as conflict and ineffective interpersonal relationships was developed and implemented. Monitoring showed a decrease in the level of physical, emotional aggression, self-aggression. The choice of adequate strategies for behavior in the conflict was formed, which indicates the effectiveness of the program when working with athletes of basketball teams during training. Conclusion. An analysis of the data obtained indicates that after the modular psychological and pedagogical program the athletes learned to neutralize conflict and at the same time switch their aggression to neutral objects, express aggression verbally with less emotional coloring, resolve conflict situations and construct harmoniously interpersonal relationships.
Описание:
Рычкова Лидия Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: rychkovaly@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6228-5441.
Конева Оксана Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: coneva@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2551-4978.
Морозова Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования, ЮжноУральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: msv_m@mail.ru,ORCID: 0000-0002-9203-1263.
Виноградова Наталья Валерьевна, преподаватель кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: natalja.nata75@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8236-2499.
Аминова Альбина Сибагатулловна, аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: aminovaas@susu.ru, ORCID: 0000-0002-3890-6508.
L.S. Rychkova, rychkovaly@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6228-5441,
O.B. Koneva, coneva@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2551-4978,
S.V. Morozova, msv_m@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9203-1263,
N.V. Vinogradova, natalja.nata75 @yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8236-2499,
A.S. Aminova, aminovaas@susu.ru, ORCID: 0000-0002-3890-6508 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation