Аннотации:
Цель. Обоснование способов представления информации о технике двигательных действий средствами когнитивной визуализации. Материалы и методы. Изучение и логико-содержательный анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение передового опыта теории и практики обучения двигательным действиям; синтез понятий и теоретических положений. Результаты. Когнитивная визуализация информации учебного назначения обеспечивает улучшение восприятия сложных для понимания знаний. Принципы когнитивной визуализации целесообразно использовать в процессе обучения технике двигательных действий с целью формирования у учащихся целостного представления о способе решения двигательной задачи. Представление информации о технике физических упражнений в визуальной форме предусматривает создание такого средства наглядности, которое позволяет выделить в структуре изучаемого двигательного действия ключевые элементы (основные позы, управляющие движения, фазы, циклы), а также обеспечить учащегося информацией для сознательного и активного поиска наиболее эффективного способа выполнения двигательного действия. Эффект когнитивной визуализации предлагается достичь при помощи интегрирования графических элементов в содержание видеоизображения с техникой спортивного двигательного действия. В качестве примера рассматривается техника броска одной рукой от плеча в баскетболе. Заключение. Оформление сведений о технике двигательных действий средствами когнитивной визуализации должно осуществляться на основе структурно организованной и визуально оформленной информации в динамической форме. Наиболее оптимальным способом представления знаний о технике физического упражнения является применение видеоизображения, оформленное с помощью технологии мультимедиа. Aim. The article deals with justifying the means of providing information about movement technique using cognitive visualization. Materials and methods. The following methods have been used for the study: the study and analysis of the psychological, pedagogical, and methodical literature; the synthesis of the advanced theory and practice of teaching movements; the synthesis of concepts and general provisions. Results. Cognitive visualization of educational information provides a better perception of complex knowledge. The principles of cognitive visualization can be effectively used in teaching movements to form in students a general idea about solving a movement task. The information about exercise technique in visual form implies the creation of such a mean which allows establishing key elements in the structure of the action studied (main positions, control movements, phases, cycles) and providing the students with information for a conscious and effective search for the most efficient movement. The effect of cognitive visualization is supposed to be achieved through the integration of the graphical elements into a video of the sports movement. One-hand throwing is used as an example of movement technique. Conclusion. Preparing the information about movement technique using cognitive visualization should be performed based on structured and visually treated information in dynamic form. The most optimal way of providing the knowledge on exercise technique is a video created with multimedia technologies.
Описание:
Храмов Виталий Владимирович, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Республика Беларусь, 230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 22. E-mail: khramov@grsu.by, ORCID: 0000-0001-5727-7877.
Ширшова Елена Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. 236016, г. Калининград, ул. А. Невского, 14. E-mail: eshirshova@kantiana.ru, ORCID: 0000-0002-3557-5424.
Матова Елена Львовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. 236016, г. Калининград, ул. А. Невского, 14. E-mail: ematova@kantiana.ru, ORCID: 0000-0003-0004-417X.
V.V. Khramov1, khramov@grsu.by, ORCID: 0000-0001-5727-7877,
E.V. Shirshova2, eshirshova@kantiana.ru, ORCID: 0000-0002-3557-5424,
E.L. Matova2, ematova@kantiana.ru, ORCID: 0000-0003-0004-417X 1Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno, Belarus,
2Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation