Репозиторий Dspace

К настройке алгоритма вычисления барометрической высоты летательного аппарата системой воздушных сигналов

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Панферов, В.И.
dc.contributor.author Тренин, Н.А.
dc.contributor.author Панферов, С.В.
dc.contributor.author Хаютин, А.М.
dc.contributor.author Пауков, Д.В.
dc.contributor.author Халдин, К.С.
dc.contributor.author Panferov, V.I.
dc.contributor.author Trenin, N.A.
dc.contributor.author Panferov, S.V.
dc.contributor.author Hayutin, А.М.
dc.contributor.author Paukov, D.V.
dc.contributor.author Haldin, K.S.
dc.date.accessioned 2022-03-28T09:51:29Z
dc.date.available 2022-03-28T09:51:29Z
dc.date.issued 2020
dc.identifier.citation К настройке алгоритма вычисления барометрической высоты летательного аппарата системой воздушных сигналов / В.И. Панферов, Н.А. Тренин, С.В. Панферов и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 60–70. DOI: 10.14529/ctcr200106. Panferov V.I., Trenin N.A., Panferov S.V., Hayutin А.М., Paukov D.V., Haldin K.S. To the Solution of the Problem on the Determination of Barometric Height of the Aircraft System of Air Signals. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 60–70. (in Russ.) DOI: 10.14529/ctcr200106 ru_RU
dc.identifier.issn 2409-6571
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/44082
dc.description Панферов Владимир Иванович, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры авиационных комплексов и конструкций летательных аппаратов, Военный учебно-научный центр Военно- воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске; профессор кафедры информационно-аналитического обеспечения управления в социальных и экономических системах, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; tgsiv@mail.ru. Тренин Николай Александрович, канд. воен. наук, начальник 13 кафедры авиационных комплексов и конструкций летательных аппаратов, Военный учебно-научный центр Военно- воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске, г. Челябинск. Управление в технических системах Bulletin of the South Ural State University. Ser. Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics. 2020, vol. 20, no. 1, pp. 60–70 68 Панферов Сергей Владимирович, канд. техн. наук, доцент кафедры градостроительства, инженерных сетей и систем, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; panferovsv@susu.ru. Хаютин Андрей Михайлович, канд. техн. наук, заместитель начальника 13 кафедры авиационных комплексов и конструкций летательных аппаратов, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске, г. Челябинск. Пауков Дмитрий Викторович, преподаватель 13 кафедры авиационных комплексов и конструкций летательных аппаратов, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске, г. Челябинск. Халдин Константин Сергеевич, канд. техн. наук, программист, Targem Games, центр разработки компьютерных игр, г. Екатеринбург; lar3811@yandex.ru. V.I. Panferov1, 2, tgsiv@mail.ru, N.A. Trenin1, S.V. Panferov2, panferovsv@susu.ru, А.М. Hayutin1, D.V. Paukov1, K.S. Haldin3, lar3811@yandex.ru 1 Russian Air Force Military Educational and Scientific Center “Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin”, Chelyabinsk branch, Chelyabinsk, Russian Federation, 2 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, 3 Targem Games, Computer Games Development Center, Ekaterinburg, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract Введение. В условиях повышения требований к точности определения высотно- скоростных параметров летательных аппаратов задача настройки алгоритмического обеспечения их систем воздушных сигналов (СВС) по реальным полетным данным является вполне актуальной. Цель исследования. Рассмотреть задачу оценки реального значения градиента температуры по высоте атмосферы для целей оперативной подстройки штатного алгоритмического обеспечения СВС. Материалы и методы. Традиционный подход заключается в использовании численного значения градиента температуры, принятого для международной стандартной атмосферы (МСА). Особенность предлагаемого подхода заключается в том, что градиент температуры по высоте определяется по текущим измерениям атмосферного давления и температуры, а не высоты и температуры. Результаты. Разработаны адаптивный и неадаптивный алгоритмы параметрической идентификации. Предложен усовершенствованный вариант адаптивного алгоритма, обеспечивающий должную настройку его фильтрующих свойств на конкретную статистическую обстановку. Проведена апробация алгоритмов как по характеристикам МСА с применением компьютерного генерирования случайных помех, так и по известным в литературе результатам реальных измерений, полученным с помощью метеорологической ракеты. Выполнено сравнение свойств адаптивного и неадаптивного алгоритмов. Показано, что многократная «прогонка» одних и тех же экспериментальных данных через адаптивный алгоритм приводит практически к одинаковой точности оценки градиента, что и при использовании неадаптивного алгоритма. Заключение. Реализация алгоритмов способствует повышению точности определения барометрической высоты воздушного судна (ВС), не требует какой-либо модернизации аппаратной части СВС, необходимо только некоторое дополнение алгоритмического обеспечения системы. Адаптивный алгоритм рекомендуется к применению в случае существенного дрейфа характеристик атмосферы для оперативной подстройки системы. Introduction. In conditions of increasing requirements for the accuracy of determining the altitude and speed parameters of aircraft, the task of tuning up the algorithmic support of their air signal systems (SHS) based on real flight data is quite relevant. Aim. Consider the task of assessing the real value of the temperature gradient along the height of the atmosphere for the purpose of operational adjustment of the standard algorithmic support of SHS. Materials and methods. The traditional approach is to use the numerical value of the temperature gradient, adopted for the international standard atmosphere (ISA). A feature of the proposed approach is that the temperature gradient in height is determined by current measurements of atmospheric pressure and temperature, and not height and temperature. Results. Adaptive and non-adaptive parametric identification algorithms are developed. An improved version of the adaptive algorithm is proposed, which ensures proper tuning of its filtering properties to a specific statistical situation. Algorithms were tested both according to the characteristics of the ISA using computer-generated random interference, and according to the results of real measurements known in the literature obtained using a meteorological rocket. The properties of adaptive and non-adaptive algorithms are compared. It is shown that repeated “running” of the same experimental data through an adaptive algorithm leads to almost the same accuracy of the gradient estimate, as when using a non-adaptive algorithm. Conclusion. The implementation of the algorithms improves the accuracy of determining the barometric altitude of the aircraft (AC), does not require any modernization of the hardware of the SHS, only some addition of the algorithmic support of the system is necessary. The adaptive algorithm is recommended for use in the case of a significant drift of atmospheric characteristics for the operational adjustment of the system. ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Вестник ЮУрГУ. Серия Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника ru
dc.relation.ispartof Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Kompjuternye tekhnologii, upravlenie, radioelektronika en
dc.relation.ispartof Bulletin of SUSU. Ser. Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics en
dc.relation.ispartofseries Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника;Том 20
dc.subject УДК 629.7.054.44 ru_RU
dc.subject барометрическая высота ru_RU
dc.subject система воздушных сигналов ru_RU
dc.subject градиент температуры ru_RU
dc.subject алгоритмы идентификации ru_RU
dc.subject экспериментальные данные ru_RU
dc.subject фильтрующие свойства ru_RU
dc.subject barometric altitude ru_RU
dc.subject air signal system ru_RU
dc.subject temperature gradient ru_RU
dc.subject identification algorithms ru_RU
dc.subject experimental data ru_RU
dc.subject filtering properties ru_RU
dc.title К настройке алгоритма вычисления барометрической высоты летательного аппарата системой воздушных сигналов ru_RU
dc.title.alternative To the Solution of the Problem on the Determination of Barometric Height of the Aircraft System of Air Signals ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/ctcr200106


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись