Аннотации:
Введение. Принятие решений об объемах ремонтов транспортных средств после поломок основывается на минимальной стоимости ремонта. Однако это может привести к снижению технической готовности предприятия в целом, невыполнению заявок на перевозки и экономическому ущербу. Для расчета необходимого объема ремонтных работ, ведущего к достаточному повышению технической готовности транспортного средства, необходима модель
деятельности предприятия, позволяющая рассчитывать последствия того или иного объема
ремонтных работ по отношению к выполнению заявок на перевозки. Цель исследования:
разработка имитационной стохастической модели деятельности автотранспортного предприятия, учитывающей снижение технической готовности транспортных средств в процессе эксплуатации. Материалы и методы. Проведен анализ структуры затрат на эксплуатацию
транспортных средств, включая ремонтные затраты. Обоснована структура имитационной
модели, включающая полный жизненный цикл перевозок и ремонтные работы. Приняты допущения, свойственные условиям работы крупного автотранспортного предприятия. Модель
реализована на языке GPSS. Техническая готовность отдельного транспортного средства аппроксимирована кусочно-линейной функцией. Приведены сведения о процедуре моделирования. Результаты. Проведена проверка адекватности результатов моделирования при изменении факторов, ведущих к очевидным последствиям: скорости транспортных средств, количества транспортных средств в автопарке, времени ремонтных работ. Показана непротиворечивость результатов. Исследована возможность повышения выполнения системы заявок на перевозки за счет проведения более полных ремонтных работ. Получена асимптотическая зависимость готовности автопарка в целом от степени восстановления транспортных средств в
результате ремонтов. Заключение. Разработанная модель может быть использована в качестве модуля системы поддержки принятия решений по управлению автотранспортным
предприятием. Introduction. A making decisions about the volume of vehicle repairs after breakdowns is
based on the minimum cost of repairs. However, this can lead to a decrease in the technical readiness
of the enterprise as a whole, non-fulfillment of applications for transportation and economic damage.
To calculate the required amount of repair work, leading to a sufficient increase in the technical
readiness of the vehicle, a model of the enterprise’s activity is needed, which allows calculating
the consequences of a particular volume of repair work with respect to the fulfillment of transportation
requests. Aim. A development of a stochastic queue model of the activity of a truck enterprise,
taking into account a decrease in the technical readiness of vehicles during operation. Materials and
methods. The analysis of the structure of the costs of operating vehicles, including repair costs.
The structure of the simulation model, including the full life cycle of transportation and repair work,
is substantiated. The assumptions inherent in the working conditions of a large motor transport enterprise
are adopted. The model is implemented in the GPSS language. The technical availability of
an individual vehicle is approximated by a piecewise linear function. The information on the modeling
procedure is given. Results. The adequacy of the simulation results was checked when changing
factors leading to obvious consequences: speed of vehicles, number of vehicles in the fleet, time
of repair work. Consistency of results is shown. The possibility of increasing the implementation of
the system of applications for transportation through more comprehensive repair work has been
investigated. An asymptotic dependence of fleet availability as a whole on the degree of recovery of
vehicles as a result of repairs was obtained. Conclusion. The model is developed can be used as
a module of a decision support system for managing a motor transport enterprise.
Описание:
Егоров Сергей Яковлевич, д-р техн. наук, профессор, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов; egorovsy@yandex.ru.
Салих Хайдер Сабах, соискатель ученой степени кандидата наук, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов.
Затонский Андрей Владимирович, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой автоматизации технологических процессов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Березниковский филиал, г. Березники; avz@bfpstu.ru. S.Ya. Egorov1, egorovsy@yandex.ru,
Salih Hayder Sabah1,
A.V. Zatonsky2, avz@bfpstu.ru
1 Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation,
2 Perm National Research Polytechnic University, Berezniki Branch,
Berezniki, Russian Federation