Аннотации:
Предметом рассмотрения в настоящей статье является один из аспектов речевой личности Остапа Бендера в романе «Золотой теленок», его способность – речевая и поведенческая – надевать на себя разнообразные маски для достижения своих целей, вступая во взаимодействие с другими персонажами. Более конкретно рассматриваются маски-образы, которыми Остап Бендер пользуется применительно к подпольному миллионеру Корейко. Последний в речи Бендера выступает, во-первых, как золотой телец, во-вторых, как предприниматель, деловой партнер, контрагент, с которым у Бендера деловые отношения; в-третьих, как капиталист, незаконно разбогатевший и заслуживающий того, чтобы его капитал был конфискован, экспроприирован; наконец, как объект любви, который требуется завоевать, подобно тому, как мужчина завоевывает женщину. Одна из особенностей способности Остапа Бендера к использованию масок-образов состоит в том, что он при этом пародийно отталкивается от советских идеологических штампов. Кроме того, обнаруженные случаи неутилитарного цитирования говорят еще и о том, что игра цитатами и социальными масками для Бендера – вовсе не только средство достижения тактических и стратегических целей, но нечто большее – природа его личности. В свою очередь, диапазон и стилистическое разнообразие высказываний, которыми представлены эти маски-образы в речи Бендера, свидетельствуют о том, что он человек недюжинного интеллекта. The subject of this article is one of the aspects of Ostap Bender’s speech personality in the novel
“The Little Golden Calf”, which is his ability, in his speech and behavior, to put on a variety of masks to achieve his goals, while interacting with other characters. Particularly, the masks and images that Ostap Bender uses in regard to the underground millionaire Koreiko are studied. The latter appears in Bender’s speech, first, as a golden calf; second, as an entrepreneur, business partner, who Bender has business relationships with; third, as a capitalist who illegally became rich and deserves that his capital be confiscated,
expropriated; finally, as an object of love to win, just like a man conquers a woman. One of the features of Ostap Bender’s ability to use masks and images is that he parodies Soviet ideological clichés. In addition, the cases of non-utilitarian citation analyzed in the article indicate that playing with quotes and social masks for Bender is not an only means of achieving tactical and strategic goals, but something more important – it is an intrinsic feature of his personality. In addition, stylistic diversity of the statements that represent these masks and images in Bender’s speech indicate that he is a man of remarkable
intelligence.
Описание:
Степанов Сергей Павлович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и литературы, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург), stepanov.s@unecon.ru
Sergey P. Stepanov, Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Russian Language and Literature,Saint Petersburg State University of Economics (St. Petersburg), stepanov.s@unecon.ru