Аннотации:
Introduction. In the context of the transition of the world industry to new production technologies,
the task of monitoring the technical condition of automatic control systems components, including
pressure sensors, is urgent. Despite the existence of research and development aimed at creating
systems for diagnostics and self-diagnosis of pressure sensors, the degradation mechanisms of mechanical
parts of sensors and diagnostics algorithms during operation remain insufficiently studied.
Aim. Propose algorithms for condition monitoring of the mechanical and hydraulic system of
in-line pressure transducers.
Materials and methods. This study is based on tests conducted on pressure modules with defects
that simulate the lack of liquid in the separation cavity of the mechanical and hydraulic system
of the transducer, manufactured by the industrial partner. The method of fault diagnosis is based on
the analysis of statistical characteristics of the ADC signal of the pressure modules.
Results. During the tests, hypotheses were confirmed about the dependence of the standard deviation
of the output signal of the pressure module on the volume of liquid-oil in the channel. Based
on the obtained data, algorithms for diagnosing the technical condition of the pressure sensor were
proposed, which use the values of the sensor signal STD as a diagnostic parameter. The algorithms
provide verification of the applicability conditions of the considered method and use additional information
about the technological process. The problems that need to be solved for the practical implementation
of algorithms in real production are formulated.
Conclusion. The proposed algorithms for condition monitoring of the pressure sensor differ
from the known diagnostic algorithms in that they use the results of experimental studies and are
aimed at detecting a malfunction of the mechanical part of the sensors. Algorithms can be used to
monitor the technical condition of in-line pressure sensors during operation under certain conditions
that need to be clarified in the course of further research and field tests. Введение. В условиях перехода мировой промышленности к новым производственным
технологиям актуальной является задача мониторинга технического состояния компонентов
систем автоматического управления, которыми, в частности, являются датчики давления. Несмотря на наличие исследований и разработок, направленных на создание систем диагностики и самодиагностики датчиков давления, остаются недостаточно изученными механизмы деградации механических частей датчиков и алгоритмы диагностики их состояния в процессе
эксплуатации.
Цель исследования. Предложить алгоритмы диагностики технического состояния механико-гидравлической системы преобразователя давления штуцерного исполнения.
Материалы и методы. Данное исследование основывается на проведенных испытаниях
экспериментальных образцов модулей давления с дефектами, моделирующими вытекание
жидкости из разделительной полости механико-гидравлической системы преобразователя, изготовленных с участием производителя датчиков давления. Метод диагностики неисправности основан на анализе статистических характеристик сигнала на выходе аналого-цифрового
преобразователя (АЦП) модуля давления.
Результаты. В ходе испытаний были подтверждены гипотезы о зависимости среднеквадратического отклонения (СКО) выходного сигнала модуля давления от количества разделительной жидкости в канале. На основе полученных данных были предложены алгоритмы
диагностики технического состояния датчика давления, которые в качестве диагностического
параметра используют значения СКО сигнала датчиков. Алгоритмы предусматривают проверку условий применимости рассматриваемого метода и используют дополнительную информацию о технологическом процессе. Сформулированы задачи, которые необходимо решить для практической реализации алгоритмов в реальном производстве.
Заключение. Предложенные алгоритмы диагностики технического состояния датчика
давления отличаются от известных алгоритмов диагностики тем, что используют результаты
экспериментальных исследований и направлены на выявление неисправности механической
части датчиков. Алгоритмы могут быть использованы для мониторинга технического состояния датчиков давления штуцерного исполнения в процессе эксплуатации при соблюдении определенных условий, которые необходимо уточнить в процессе дальнейших исследований и
полевых испытаний.
Описание:
O.Yu. Bushuev, bushuevoi@susu.ru,
E.S. Tugova, tugovaes@susu.ru,
M.A. Motorina, motorina_maria97@mail.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. Бушуев Олег Юрьевич, канд. техн. наук, доцент кафедры информационно-измерительной
техники, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории технической самодиагностики и самоконтроля приборов и систем, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; bushuevoi@susu.ru.
Тугова Екатерина Сергеевна, инженер-исследователь научно-исследовательской лаборатории технической самодиагностики и самоконтроля приборов и систем, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; tugovaes@susu.ru.
Моторина Мария Андреевна, студент кафедры информационно-измерительной техники,
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; motorina_maria97@mail.ru.