Аннотации:
На начальных этапах проектирования сверхзвукового самолёта проводится численное моделирование процесса обтекания предполагаемых аэродинамических форм. Это позволяет существенно сократить временные и финансовые затраты на натурные испытания. При моделировании возможно получение всех параметров процесса, в ходе эксперимента получают только некоторые его значения. Это становится особенно актуальным для моделирования условий полёта сверхзвукового самолёта. В рамках данной работы показан комплексный подход к решению вопроса обеспечения заданных аэродинамических характеристик самолета, требующихся для реализации крейсерского сверхзвукового полета при М~1,5. В статье проведен анализ предлагаемых методов оценки аэродинамических характеристик (АДХ) составных частей самолета в ходе оптимизации их геометрических параметров с целью достижения минимального вклада
в АДХ. В работе представлен алгоритм формирования носовой части самолета минимального аэродинамического сопротивления, а также произведен выбор критериев оценки АДХ носовой части самолета как элемента планера, имеющего существенный вклад в АДХ самолета в целом при скорости полета М > 1. Результаты данных исследований могут быть использованы на ранних этапах проектирования, это приведёт к сокращению сроков формирования математической модели поверхности перспективного летательного аппарата (ЛА). At the initial stages of designing a supersonic aircraft, numerical modeling of the flow process
of the assumed aerodynamic forms is performed. This allows you to significantly reduce the time and financial costs of field testing. When modeling, you can get all the parameters of the process, but only some of its values are obtained during the experiment. This becomes especially relevant for modeling the flight conditions of a supersonic aircraft.
This paper shows a comprehensive approach to solving the problem of providing the specified aerodynamic characteristics of the aircraft required for cruising supersonic flight at M ~ 1.5. The article analyzes the proposed methods for evaluating the aerodynamic characteristics (ADC) of aircraft components in the course of optimizing their geometric parameters in order to achieve a minimum contribution to the ADC. The paper presents an algorithm for forming the nose of the aircraft with minimal aerodynamic drag, and also selects criteria for evaluating the ADC of the nose of the aircraft as an element of the airframe that has a significant contribution to the ADC of the aircraft as a whole at a flight speed of M > 1. The results of these studies can be used at the early stages of design, this will reduce the time for forming a mathematical model of the surface of a promising aircraft (LA).
Описание:
Серебрянский Сергей Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Проектирование самолетов», Московский авиационный институт, г. Москва, s-s-alex@mail.ru.
Барабанов Александр Владимирович, аспирант кафедры «Проектирование самолетов», Московский авиационный институт, г. Москва, barabanovav@outlook.com.
S.A. Serebryansky, s-s-alex@mail.ru,
A.V. Barabanov, barabanovav@outlook.com
Moscow Aviation Institute, Moscow, Russian Federation