Аннотации:
Обоснование. Важной особенностью психосоциального нанизма является его восприимчивость к коррекционным воздействиям. Однако в учреждениях интернатного типа возможно обеспечение лишь внешних условий, гарантирующих физическую безопасность, но не формирующих отношений социальной привязанности. Способом решения проблемы может быть передача ребенка в приемную семью. Цель исследования: рассмотреть феномен психосоциального нанизма в контексте проявления социальной привязанности у детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в разных условиях (в приемных семьях и учреждениях интернатного типа). Гипотеза: поскольку приемная семья
создает более благоприятные условия для формирования отношений привязанности, проявления нанизма у детей, воспитывающихся в таких семьях, буду значимо отличаться от проявлений нанизма у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Материалы и методы. Базы исследования: Сандыктауский детский дом (с. Сандыктау, Акмолинская область, Казахстан), Есильский детский дом (г. Есиль, Акмолинская область, Казахстан), приёмные семьи сёл Байтус и Кенащи (Северо-Казахстанская область, Казахстан). Выборка: дети младшего дошкольного возраста, оставшиеся без попечения родителей , воспитывающиеся в детском доме (25 человек) и в приёмной семье (25 человек). Тип привязанности определялся с помощью экспериментальной методики «Завершение историй». Статистическая обработка результатов исследования проводилась посредством вычисления критериев значимости различий Х2
и Манна – Уитни с использованием пакета Statistica 15.0. Результаты. У детей ОБПР, воспитывающихся в детских домах, показатели типа привязанности при итоговой диагностике имеют незначительные изменения в сравнении с вводной диагностикой. У детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в
приёмных семьях, показатели типа привязанности имеют ярко выраженную контрастность на итоговой диагностике в сравнении с вводной. Существуют статистически достоверные различия в темпе роста у детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях, и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах. Темп антропометрического развития организма у детей, воспитывающихся в приёмных семьях, более быстрый, чем у детей, воспитывающихся в детских домах. Background. An important feature of psychosocial nanism is its openness to corrective influences. However, in residential care facilities, it is possible to provide only external conditions that guarantee physical security but do not form a feeling of social attachment. A way to solve the problem can be sending a child to a foster family. Aim. The article deals with considering the phenomenon of psychosocial nanism in the context of social attachment in children left without parental care (hereinafter, LWPC children) and brought up in different conditions (in foster families and residential care facilities). Materials and methods. The study was conducted on the following premises: Sandyktau Orphanage (village of Sandyktau, Akmola Region, Kazakhstan), Esil Orphanage (Esil, Akmola Region, Kazakhstan), foster families of the villages of Baitus and Kenashchi (North Kazakhstan Region, Kazakhstan). The sample consisted of the LWPC children of preschool age brought up in an orphanage (25 people) and in foster families (25 people).
Results. In LWPC children from an orphanage, the type of attachment relationship in the finaldiagnosis has insignificant changes in comparison with the initial diagnosis. In LWPC children from a foster family, the type of attachment has a significant difference in comparison with the initial diagnosis. There are statistically significant differences in the growth rate of LWPC children brought up in foster families and in orphanages. Anthropometric development in children raised in a foster family is faster than in children raised in an orphanage. The type of attachment was determined using a story-completion task. Statistical processing of the research results was carried out by calculating using a story-completion task. Statistical processing of the research results was carried out by calculating the criteria for the significance of the ᵡ² differences and MannWhitney using the Statistica v. 15.0 software. Conclusion. Psychosocial nanism as a functional feature of the body manifested in reduced body length compared with peers and being the result of adverse conditions of the external and internal environment is leveled into normal physical development provided that there is an object of attachment, who will act as a stabilizer of emotional, psychological and physical safety of a child.
Описание:
Бутякова Анастасия Валерьевна, магистрант кафедры «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), nastya_07777@mail.ru
Тасбулатова Жания Серикпаевна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальных наук, магистр педагогики, Кокшетауский государственный университет имени Шокана Уалиханова (Кокшетау, Казахстан), Zhan_tass@mail.ru
A.V. Butyakova1, nastya_07777@mail.ru
Zh.S. Tasbulatova2, Zhan_tass@mail.ru
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
2 Sh. Ualikhanov Kokshetau State University, Kokshetau, Kazakhstan