Аннотации:
Обоснование. В комплексной реабилитации пациентов, излеченных от онкологических заболеваний, физические упражнения рассматриваются как дополнительный к традиционным формам способ профилактики психических расстройств тревожного спектра и повышения уровня самоуважения. Улучшение психологического статуса у детей может быть связано со спортивными достижениями при участии в соревнованиях «Игры победителей», подготовка к которым включает не только физические упражнения, но и психологическое сопровождение. Цель исследования состояла в оценке динамики психологического статуса детей, излеченных от онкологических заболеваний, в процессе подготовки к
соревнованиям «Игры победителей». Материал и методы. В исследование включены 20 детей, излеченных от онкологических заболеваний, планирующих участие в соревнованиях «Игры победителей», в возрасте от 8 до 12 лет. Психологическое сопровождение участников было направлено на обучение навыкам саморегуляции и оптимизации взаимоотношений с партнерами и тренером, адекватной мотивации и отработку упражнений, необходимых для поддержки состояния оптимальной психологической готовности во время соревнований. Оценивали динамику ряда показателей: уровень самоуважения (тест Розенберга), уровень тревожности (тест Люшера), психодиагностическое обследование (методика Кэттелла) в период от начала подготовки и спустя три месяца. Для сравнения групповых средних значений использовали t-критерий Стъюдента, для оценки распределения (качественные признаки) – F-критерий Фишера. Результаты. Оценка динамики показателей психофизиологического статуса детей, излеченных от онкологического заболевания и готовящихся к «Играм победителей» (в начале наблюдения и через 3 месяца после физической подготовки и психологического сопровождения), выявила уменьшение числа детей с низким уровнем самооценки и с высоким уровнем тревожности (р < 0,05). Зарегистрировано статистически значимое улучшение эмоционально-волевых и коммуникативных свойств личности, особенностей межличностного взаимодействия. По крайним оценкам (низкий и высокий уровень) зарегистрированы достоверные различия, свидетельствующие о повышении эмоциональной устойчивости, мотивации и снижении тревожности, а также о повышении общительности, смелости, снижении замкнутости и робости. Заключение. Полученные результаты демонстрируют уменьшение числа детей с низким уровнем и увеличение количества детей с высоким уровнем
эмоционально-волевых особенностей и коммуникативных свойств, что указывает на эффективность реализации программы психологического сопровождения детей, излеченных от онкологических заболеваний и готовящихся к «Играм победителей». In the comprehensive rehabilitation of patients with cancer, physical exercise is considered as an additional method of prevention of anxiety spectrum disorders, which increases the level of self-esteem. Improving the psychological status of children can be associated with sports achievements when participating in the Winners Games competitions, preparation for which includes not only physical exercises but psychological support. The aim of the study was to assess the dynamics of the psychological status in children with cancer when preparing for the Winners Games. Material and methods: the study included 20 children with cancer aged from 8 to 12 years who were planning to participate in the Winners Games. Psychological support of the participants was aimed at self-regulation skills, relationships with partners and the coach, adequate motivation, and the exercises necessary for maintaining psychological status during the competition. A number of indicators were studied such as the level of self-esteem (Rosenberg
test), the level of anxiety (the Luscher color test) and psychodiagnostic examination (the Cattell’smethod) in the beginning of training and after three months. To compare the average group values, the Student's T-test was used. To evaluate the distribution (qualitative characteristics), the Fischer F-test was performed. Results: an assessment of the dynamics of the psychophysiological status in children with cancer preparing for the Winners Games (at the beginning of training and 3 months after physical training and psychological support) revealed a decrease in the number of children with low self-esteem and high anxiety (p < 0.05). There was a statistically significant improvement in the emotional-volitional and communicative properties of children, as well as in the features of interpersonal interaction. There was a significant difference in terms of extreme estimates (low and high level) indicating the improvement of emotional stability and motivation, as well as the reduction of anxiety, isolation and timidity, and enhancement of sociability, courage. Conclusion: The results obtained demonstrate a decrease in the number of children with a low level and an increase in the number of children with a high level of emotionalvolitional characteristics and communicative properties, which indicates the effectiveness of psychological support for children with cancer preparing for the Winners Games.
Описание:
Сидоренко Людмила Васильевна, ведущий научный сотрудник, отдел педиатрии НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева (Москва), monami1511@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-6847-4320
Петрушкина Надежда Петровна, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой физиологии, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск), 25ppnn@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0830-0206
Жуковская Елена Вячеславовна, доктор медицинских наук, профессор, НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева (Москва), elena_zhukovskay@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6899-7105
Коломиец Ольга Ивановна, кандидат биологических наук, профессор кафедры спортивной медицины и физической реабилитации, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск), Kolomiec_o@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4623-856X.
Джудит Копкане Плачи, доктор философии, доцент, факультет здравоохранения, университет Мишкольца (Мишкольц, Венгрия), plachy.judit@gmail.com, ORCID: 0000-0002-1483-2276
L.V. Sidorenko1, monami1511@rambler.ru
N.P. Petrushkinа2, 25ppnn@mail.ru
E.V. Zhukovskay1, elena_zhukovskay@mail.ru
O.I. Kolomiets2, Kolomiec_o@mail.ru
J. Kopkáné Plachy3, plachy.judit@gmail.com
1 Dmitry Rogachev National Research Center of Pediatric Hematology, Oncology
and Immunology, Moscow, Russian Federation
2 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation
3 University of Miskolc, Miskolc, Hungary