Аннотации:
Цель исследования – выявить взаимосвязи латеральных мануальных предпочтений и степени мануальной технической асимметрии с результатами выполнения композиций у гимнасток на этапе начальной подготовки. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 20 гимнасток 7–8 лет. Для оценки степени асимметрии использовались тесты для определения латеральных мануальных предпочтений гимнасток и тесты для оценки выполнения технических элементов с мячом. Для обработки данных использовались непараметрические критерии и корреляционный анализ. Результаты. Средний уровень владения предметом в подгруппах гимнасток с разными латеральными мануальными
предпочтениями на начальном этапе освоения и на этапе совершенствования техники имеет статистически значимые отличия как при выполнении технических элементов с мячом доминирующей рукой, так и недоминирующей рукой (р ≤ 0,05). Корреляция между коэффициентом латеральных мануальных предпочтений и показателями выполнения гимнастками композиций с мячом на начальном этапе обучения не выявлена (ρ = –0,03), а на этапе совершенствования техники – не значима (ρ = 0,30). Коэффициент мануальной технической асимметрии имеет значимую корреляцию с общей суммой сбавок за технику выполнения композиции с мячом на начальном этапе освоения технических элементов (p < 0,05)
и высоко значимую корреляцию на этапе совершенствования техники выполнения элементов (p < 0,01). Заключение. Тенденции значений показателя корреляции между результатами выполнения гимнастками технических элементов с мячом доминирующей и недоминирующей рукой на разных этапах освоения технических элементов указывают на значимую роль межгрупповых и индивидуальных различий гимнасток по показателям симметрия – асимметрия и необходимость их учета при планировании обучения. Aim. The article deals with establishing the correlation between lateral manual preference,
manual technical asymmetry and the results of ball routine in young gymnasts. Materials and
methods. Twenty gymnasts aged 7–8 years underwent tests to establish asymmetry through determining lateral manual preferences and assessing a ball routine performance. Non-parametric criteria and correlation analysis were used for data processing. Results. At the preparatory stage and at the stage of technique enhancement, the average level of the apparatus possession in the subgroups of gymnasts with different lateral manual preferences has statistically significant differences when performing technical elements with dominant and non-dominant hand (p ≤ 0.05). The correlation between lateral manual preferences and a ball routine performance in gymnasts was not revealed at the preparatory stage (ρ = –0.03) and was not significant at the stage of technique enhancement (ρ = 0.30). The coefficient of manual technical asymmetry has a significant
correlation with the total amount of penalties for a ball routine technique at the preparatory stage (p < 0.05) and a highly significant correlation at the stage of technique enhancement (p < 0.01). Conclusion. Intergroup and individual differences in terms of symmetry/asymmetry should be taken into account for learning technical elements with the apparatus in young gymnasts.
Описание:
Мясникова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической культуры, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19. E-mail: tmyas@yandex.ru. ORCID: 0000-0002-0894-1337.
Швирид Анна Ивановна, магистрант кафедры физической культуры, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; тренер, спортивный клуб художественной и эстетической гимнастики «Феникс», 426063, Ижевск, ул. Владимира
Краева, 48. E-mail: annashvirid@gmail.com, ORCID: 0000-0002-2313-8948.
T.I. Miasnikova1, tmyas@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0894-1337,
A.I. Shvirid1,2, annashvirid@gmail.com, ORCID: 0000-0002-2313-8948
1Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation,
2 Phoenix Sport Club of Rhythmic and Aesthetic Gymnastics, Izhevsk, Russian Federation