Аннотации:
Цель. Обоснование методического подхода к дифференциации средств развития координационных способностей лыжников-гонщиков 10–11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы. Материалы и методы. Исследование проводилось в период с июня 2017 г. по май 2018 г. в спортивной школе олимпийского резерва № 3 г. Кирова среди лыжников-гонщиков 10–11 лет, занимающихся в учебно-тренировочных группах начальной подготовки первого года обучения. В исследовании принимали участие 60 лыжников-гонщиков 10–11 лет, по 30 человек в контрольной и экспериментальной группах. Применялись следующие методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования; психолого-педагогическое и функциональное тестирование исследуемых показателей; метод корреляционного анализа по М.А Харченко. Результаты. Выявлены различия во взаимосвязях развития показателей координационных способностей с показателями работоспособности функциональных систем организма и психических процессов лыжников-гонщиков 10–11 лет с различными типологическими свойствами нервной системы. Результаты корреляционного анализа позволили дифференцированно классифицировать координационные способности лыжниковгонщиков 10–11 лет в зависимости от особенностей свойств их нервной системы на два
вида: «основные» и «вспомогательные» координационные способности, которые в группах спортсменов с «сильной» или со «слабой» по процессу возбуждения нервной системой – различные. Заключение. Полученные в ходе научного исследования результаты дают основание использовать корреляционный анализ как методический подход к дифференциации средств развития координационных способностей лыжников-гонщиков с различными типологическими свойствами нервной системы. Aim. The article deals with substantiating a methodological approach to differentiating means of development of coordination abilities in ski-racers with different typological properties of the nervous system. Material and methods. The study was conducted in June 2017 – May 2018 in Specialized youth sports school of the Olympic Reserve No 3 (Kirov). First-year ski-racers aged 10–11 years participated in the study (n = 60, 30 each group). The following methods were used: theoretical analysis and literature summary, psychological, pedagogical and functional testing, correlation analysis by M.A. Kharchenko. Results. The differences were revealed in the relationship between coordination abilities and performance of functional systems and mental processes. The results of the correlation analysis allowed to classify the coordination abilities of ski-racers depending on the properties of their nervous system into basic and auxiliary
coordination abilities, which are different in athletes with a “strong” and “weak” nervous system in terms of excitation. Conclusion. The results obtained allow to use correlation analysis as a methodological approach to differentiating means of development of coordination abilities in ski-racers with different typological properties of the nervous system.
Описание:
Бандаков Михаил Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, Вятский государственный университет. 610002, г. Киров, ул. Орловская, 12. E-mail: usr11404@vyatsu.mail.ru, ORCID: 0000-0002-8605-301Х.
Санникова Анна Витальевна, аспирант кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, Вятский государственный университет. 610002, г. Киров, ул. Орловская, 12. E-mail: anna.zharkova.94@.ru, ORCID: 0000-0001-6845-9705
M.P. Bandakov, usr11404@vyatsu.mail.ru, ORCID: 0000-0002-8605-301Х,
A.V. Sannikova, anna.zharkova.94@.ru, ORCID: 0000-0001-6845-9705
Vyatka State University, Kirov, Russian Federation