Аннотации:
Цель. Анализ состояния и проблем подготовки спортивного резерва в легкой атлетике. Материалы и методы. Разработана анкета, состоящая из 12 вопросов и 57 подвопросов открытого, закрытого и полузакрытого типов. Проведен анкетный опрос российских и китайских тренеров по легкой атлетике (n = 161) в возрасте от 20 до 72 лет, в том числе заслуженных тренеров Российской Федерации – 7 человек, тренеров высшей тренерской категории – 38 человек. Результаты. Анкетный опрос тренеров показал, что они обеспокоены снижением популярности легкой атлетики по сравнению с другими видами спорта; ранней специализацией и рисками, связанными с ней; низкой квалификацией тренеров, работающих с детьми и подростками. Респонденты обращают особое внимание на следующие негативные последствия ранней специализации: ранний уход из спорта, потеря талантливых спортсменов для спорта высших достижений; короткая продолжительность
спортивной карьеры в спорте высших достижений; увеличение количества спортивных травм у юных атлетов. По утверждению тренеров, основными факторами, обусловливающими раннюю специализацию, являются: а) узкоспециализированная подготовка юных спортсменов, позволяющая получить быстрый прирост спортивных результатов его первому тренеру; б) уровень достижений в мировом спорте настолько высок, что тренер вынужден искать резерв спортивных достижений в детском возрасте. По мнению респондентов, юные атлеты должны участвовать в соревнованиях, чтобы научиться преодолевать
себя и набраться соревновательного опыта. Большинство респондентов считают, что многоборная (комплексная) подготовка в легкой атлетике является одним из важных факторов успешной карьеры. Заключение. Социологическое исследование, проведенное с привлечением тренеров по легкой атлетике, выявило особенности и проблемы, характерные в подготовке спортивного резерва на современном этапе развития легкой атлетики, требующие их учета и решения. Aim. The article deals with the analysis of the current state and issues of training sports reserve in track and field. Materials and methods. A questionnaire consisting of 12 questions and 57 subquestions of open-ended, close-ended and multiple choice types was developed. The questionnaire-
based survey was carried out among Russian and Chinese coaches (n = 161) aged
20–72 years including Honored coaches of the Russian Federation (n = 7) and elite coaches (n = 38). Results. The questionnaire-based survey for coaches demonstrated that they worried about: declining popularity of track-and-field compared to other sports; early specialization and related risks; low qualification of coaches working with children and teenagers. Respondents pay special attention to negative consequences of early specialization such as early retirement from sport, loss of promising athletes; short career in elite sports; growing number of sports-related injuries in young athletes. According to coaches, the main factors contributing to early specialization are the following: a) specialized training, which results in a rapid growth of sport results; b) achievements
in sports are so high that a coach has to search for sports reserve among children. According to the respondents, young athletes should participate in competitions to learn how to overcome themselves and accumulate competitive experience. The majority of respondents think that integrated training in track-and-field is one of the important factors of successful career. Conclusion. A social survey of coaches has revealed peculiarities and issues typical for training sports reserve in track-and-field, which have to be considered and resolved.
Описание:
Зотова Фируза Рахматулловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международной деятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: zfr-nauka@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8711-8807.
Алхусни Абд Алрхман Хусам Алдин, аспирант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: saqersky@gmail.com, ORCID: 0000-0001-5134-0521.
Валиуллин Ринат Маратович, старший преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, Республика Татарстан, г. Казань, Деревня Универсиады, 35. E-mail: vrinat-maratovich@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-9207-1663.
Мартынова Виктория Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики легкой атлетики, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 350015, г. Краснодар, ул. им. Буденного, 161. E-mail: viktoria2580@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6018-6060.
Чёмов Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, Волгоград, проспект Ленина, 78. E-mail: chemov58@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2582-2110.
Черкашин Виталий Петрович, доктор педагогических наук, профессор, руководитель отдела по олимпийским образовательным программам, Олимпийский комитет России. 119991, Москва, Лужнецкая набережная, 8. E-mail: v.cherkashin@olympic.ru, ORCID: 0000-0003-2730-8737.
Шубин Михаил Саввич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 350015, г. Краснодар, ул. им. Буденного, 161. E-mail: viktoria2580@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3944-785X.
F.R. Zotova1, zfr-nauka@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8711-8807,
А.H. Alhusni1, saqersky@gmail.com, ORCID: 0000-0001-5134-0521,
R.M. Valiullin1, vrinat-maratovich@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-9207-1663,
V.A. Martynova2, viktoria2580@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6018-6060,
V.V. Chemov3, chemov58@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2582-2110,
V.P. Cherkashin4, v.cherkashin@olympic.ru, ORCID: 0000-0003-2730-8737,
M.S. Shubin2, viktoria2580@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3944-785X
1Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russian Federation,
2Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Russian Federation,
3Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russian Federation,
4Russian Olympic Committee, Moscow, Russian Federation