Аннотации:
Рассмотрены вопросы построения экспериментального стенда для исследования процессов работы тиристорного и транзисторного выпрямительно-инверторных преобразователей электровоза переменного тока в режиме тяги. На стенде реализуется два примера выполнения силовой схемы выпрямительно-
инверторного преобразователя – на основе тиристоров и транзисторов, на которые даны технические характеристики. В каждой схеме преобразователя перечислены элементы электрического и механического оборудования, а также объяснено их назначение. В статье рассмотрены примеры работы тиристорного и транзисторного преобразователей в режиме выпрямителя (режим тяги электровоза) на первой зоне регулирования, имеющей отличие в процессах по отношению к более высоким (второй и третьей) зонам. Представлены осциллограммы процессов работы преобразователей в виде кривых тока и напряжения в первичной обмотке трансформатора и в цепи выпрямленного тока нагрузки (тягового двигателя), а также дано их сравнение. По результатам сравнительных испытаний работы тиристорного и
транзисторного преобразователей в режиме выпрямителя на первой зоне регулирования получены экспериментальные зависимости коэффициента мощности электровоза в зависимости от изменения напряжения первой зоны. Дается сравнительная оценка энергетической эффективности работы преобразователей на первой зоне регулирования через измерение его коэффициента мощности для половины (0,5) и
полного (1,0) значений напряжения первой зоны. The paper deals with construction of a test stand for research on operation processes of thyristor and transistor
reversible converters of AC locomotive in traction mode. Stand can implement two examples of structure
diagrams of reversible converters – based on thyristors and transistors with engineering specifications provided.
Each diagram presents elements of electrical and mechanical equipment along with explanation of their functions.
It is described how thyristor and transistor converters operate as rectifiers (AC locomotive traction mode)
on the first control band that differs in processes from the higher (second and third) bands. The paper presents
oscillograph records of converter operation processes as curves of current and voltage on the primary coil and in
rectified load current circuit (traction motor); their comparison is also given. From the results of comparative
tests of thyristor and transistor converters operating as rectifier on the first control band we obtained experimental
dependencies of locomotive power factor on voltage alteration in the first band. The paper gives comparative
evaluation of energy performance of converter operation on the first control band through measuring its power
factor for half (0.5) and full (1.0) values of the first band voltage.
Описание:
Власьевский Станислав Васильевич, д-р техн.х наук, профессор кафедры «Электротехника, электроника и электромеханика», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск; vlas@festu.khv.ru.
Мельниченко Олег Валерьевич, канд. техн. наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск; melnichenko@irgups.ru.
Портной Александр Юрьевич, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры «Теоретическая механика и
приборостроение», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск; portnoyiriit@ yandex.ru.
Шрамко Сергей Геннадьевич, старший преподаватель кафедры «Электроподвижной состав», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск; novorosserg@yandex.ru.
Яговкин Дмитрий Андреевич, аспирант кафедры «Электроподвижной состав», Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск; yadima11_06@mail.ru.
S.V. Vlasyevsky, Far Eastern State Transport University (DVGUPS), Khabarovsk,
Russian Federation, vlas@festu.khv.ru,
O.V. Melnichenko, Irkutsk State Transport University (IrGUPS), Irkutsk,
Russian Federation, Melnichenko@irgups.ru,
A.Yu. Portnoy, Irkutsk State Transport University (IrGUPS), Irkutsk,
Russian Federation, portnoyiriit@yandex.ru,
S.G. Shramko, Irkutsk State Transport University (IrGUPS), Irkutsk,
Russian Federation, novorosserg@yandex.ru,
D.A. Yagovkin, Irkutsk State Transport University (IrGUPS), Irkutsk,
Russian Federation, yadima11_06@mail.ru