Репозиторий Dspace

Расчетная оценка влияния погонной энергии на образование холодных трещин в зоне термического влияния сварного шва

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Рыбин, В. С.
dc.contributor.author Квашнин, В. Д.
dc.contributor.author Rybin, V. S.
dc.contributor.author Kvashnin, V. D.
dc.date.accessioned 2015-08-03T09:38:24Z
dc.date.available 2015-08-03T09:38:24Z
dc.date.issued 2014
dc.identifier.citation Рыбин, В. С. Расчетная оценка влияния погонной энергии на образование холодных трещин в зоне термического влияния сварного шва / В. С. Рыбин, В. Д. Квашнин // Вестник ЮУрГУ. Серия Металлургия.- 2014.- Т. 14. № 4.- С. 60-65.- Библиогр.: с. 64 ru_RU
dc.identifier.issn 1990-8482
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ac.ru/xmlui/handle/0001.74/5042
dc.description Рыбин Владимир Семенович, канд. техн. наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры оборудования и технологии сварочного производства, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск); vsrybin@gmail.com. Квашнин Владимир Дмитриевич, студент кафедры оборудования и технологии сварочного производства, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск); kvashnin.vovochka1993@mail.ru. V.S. Rybin, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, vsrybin@gmail.com, V.D. Kvashnin, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, kvashnin.vovochka1993@mail.ru ru_RU
dc.description.abstract Работа посвящена оценке возможности современных инженерных компьютерных технологий для оперативной численной оценки параметров сварочного процесса, влияющих на образование холодных трещин в зоне термического влияния (ЗТВ). Холодные трещины являются типичным дефектом сварных соединений среднелегированных и высоколегированных сталей. Широкое распространение компьютерных средств позволяет применять вычислительные возможности MathCAD для решения технологических вопросов на основе классической модели тепловых сварочных процессов. Установлено, что наибольшие значения мгновенной скорости охлаждения в зоне термического влияния возникают на границе оплавления, причем по мере снижения погонной энергии происходит увеличение мгновенных скоростей охлаждения. Поэтому образование холодных трещин (отрывов) между швом и ЗТВ обусловлено в значительной степени образованием закалочных структур. При увеличении погонной энергии в 10 раз ширина зоны оплавления возрастает примерно в 3 раза, а мгновенная скорость охлаждения снижается на порядок, что позволяет предотвращать образование холодных трещин путем выбора режимов с увеличенной погонной энергией. Увеличение погонной энергии режима сварки в 10 раз ведет к десятикратному увеличению продолжительности и трехкратному увеличению ширины зоны перегрева, что снижает прочностные характеристики металла и потому ограничивает возможности регулирования погонной энергии для снижения величины мгновенной скорости охлаждения. На периферии ЗТВ, где максимальная температура не превышала 150 °С, низкие мгновенные скорости охлаждения не могут явиться причиной образования закалочных структур, поэтому основными причинами образования холодных трещин в указанной зоне являются остаточные сварочные напряжения или диффундирующий водород. При разных значениях погонной энергии наблюдаются устойчивые соотношения радиус-векторов с соответствующими им изотермами, что может быть использовано на практике для оценки размеров ЗТВ в зависимости от ширины сварного шва. Использование вычислительных возможностей MathCAD позволяет в оперативном порядке оптимизировать режим сварки с тем, чтобы предотвратить образование холодных трещин и исключить перегрев металла в зоне термического влияния. The possibilities of modern computer technologies to efficiently calculate the parameters of the welding process that influence the formation of cold cracks in the heat affected zone were studied. Cold cracks are typical defects of the welds in medium and high-alloy steels. MathCAD software can be used to solve technological problems on the basis of the classical model of thermal welding processes. It is found that the highest values of the instantaneous cooling rate in the heat-affected zone are on the melting boundary. When heat input decreases, instantaneous cooling rates increase. Therefore, the formation of cold cracks between the weld and HAZ is largely due to the formation of hardening structures. If the heat input increases tenfold, the width of the melting zone increases about three times, but the instantaneous cooling rate reduces in order to prevent the formation of cold cracks by selecting modes with the increased heat input. The tenfold increase of the heat input of the welding mode leads to a tenfold increase in time and to the three times increase of the width of the overheating zone. This reduces the strength characteristics of the metal and, therefore, limits the possibility of regulating heat input to reduce the magnitude of the instantaneous cooling rate. On the HAZ periphery, where the maximum temperature does not exceed 150 °C, low instantaneous cooling rates can not be the cause of hardening structures appearance. So, the main reasons for the formation of cold cracks in this area are residual welding stresses or diffusible hydrogen. With different values of heat energy a sustainable ratio of radius-vectors with the corresponding isotherms is observed. This can be used in practice to estimate the size of the HAZ depending on the width of the weld. The use of the MathCAD software allows to quickly optimize the welding mode in order to prevent the formation of cold cracks and avoid overheating of the metal in the heat affected zone. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Вестник ЮУрГУ. Серия Металлургия
dc.relation.ispartof Vestnik Ûžno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriâ, Metallurgiâ
dc.relation.ispartof Bulletin of SUSU
dc.relation.ispartofseries Металлургия;Том 14
dc.subject холодные трещины ru_RU
dc.subject закалочные структуры ru_RU
dc.subject погонная энергия ru_RU
dc.subject математический пакет MathCAD ru_RU
dc.subject термический цикл ru_RU
dc.subject мгновенная скорость охлаждения ru_RU
dc.subject перегрев металла ru_RU
dc.subject оптимизация режима сварки ru_RU
dc.subject cold cracks ru_RU
dc.subject hardening structures ru_RU
dc.subject heat input ru_RU
dc.subject mathematical package “MathCAD” ru_RU
dc.subject thermal cycle ru_RU
dc.subject the instantaneous speed of cooling ru_RU
dc.subject overheating of the metal ru_RU
dc.subject optimization of welding conditions ru_RU
dc.subject УДК 621.791.01:620.191/.192 ru_RU
dc.subject ГРНТИ 81.35 ru_RU
dc.title Расчетная оценка влияния погонной энергии на образование холодных трещин в зоне термического влияния сварного шва ru_RU
dc.title.alternative Estimated effect of heat input on formation of cold cracks in heat-affected zone of weld ru_RU
dc.type Article ru_RU


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись