Аннотации:
В данной работе приводится пример совершенствования конструкции гибридного
ракетного двигателя для реализации глубокого гибкого регулирования тяги, в частности рассматривается форсунка распыления системы подачи жидкого компонента. Проанализированы две конструктивные схемы двухступенчатых центробежных форсунок, предназначенные для реализации глубокого регулирования расхода, показаны особенности работы таких форсунок при наличии глубокого регулирования расхода через форсунку, а также описаны основные особенности такой работы. Показана эффективность и преимущества двухступенчатой центробежной форсунки относительно одноступенчатой центробежной форсунки. Рассмотрена система уравнений, включающая
уравнение сохранения количества движения жидкости, уравнение неразрывности с замыкающими зависимостями расхода через форсунку и геометрической характеристики. Обозначены особенности работы двухступенчатой форсунки, которые заключаются в изменении угла распыления в широком диапазоне (60–120°) в зависимости от режима работы при глубоком дросселировании расхода через двухступенчатую форсунку, что приводит к нестабильной работе двигателя, а именно к неустойчивому горению, колебанию давления и ухудшению качества процесса распыления. Приведены методы направленные на сокращение диапазона угла распыления на режиме глубокого регулирования расхода. Показана принципиальная конструкция модернизированной двухступенчатой центробежной форсунки, способствующая сокращению диапазона изменения
угла распыления при глубоком дросселировании расхода за счет специально профилированного сопла распылителя. Обозначены основные условия проектирования данной кольцевой проточки, а также представлена методика расчета в виде блок-схемы программы расчета двухступенчатой модернизированной форсунки с уменьшенным диапазоном изменения угла распыления. In this paper the example of improvement of hybrid rocket engine for achievement
of thrust deep controlling is shown and two-stage centrifugal atomizers of a liquid supply system
component were analyzed. Two construction of two-stage centrifugal atomizers were that
are intended to implement thrust deep controlling were analyzed and the features of the work
of these injectors with the presence of deep-flow control were shown. The efficiency and advantages
of two-stage centrifugal atomizers in comparing with regular centrifugal atomizers
were shown. The system of equations including the equation of conservation of momentum fluid and continuity equation with closing dependence of flow through the nozzle and the geometrical characteristics were examined. Features of work include changing the angle of spraying in a wide range (60–120°) depending on the operating mode with deep throttling flow through a nozzle, which leads to unstable operation of the engine, namely the unstable
combustion, pressure fluctuations and quality of the spraying process. Methods aimed on reducing
the range of the angle of the spray on the deep flow control mode were shown.
The construction of modernized two-stage centrifugal atomizers with circular groove that
are able to reduce the diapason of changing the spraying angle with deep throttling flow
through a nozzle were shown. The main conditions for designing of the circular groove
were identified, as well as the technique of calculation in the form of a flowchart of the
program for calculating the two-step upgraded injectors with a reduced range of variation
of the angle of the spray.
Описание:
Шулев Игорь Станиславович. Инженер Управления научной и инновационной деятельностью, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), shulev.igor@mail.ru. I.S. Shulev, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, shulev.igor@mail.ru