Аннотации:
Исследование посвящено разработке методики оценки новизны идей в конкурсных
работах учащихся школ старших классов. Такие работы выполняются на олимпиадах и конкурсах технической направленности, к которым относятся политехническая олимпиада, олимпиада по технологии, конкурсы «Шаг в будущее», «Я – исследователь». Существующие в настоящее время подходы в оценке работ учащихся основаны на использовании отдельных, зачастую равноправных, критериев. Неравнозначные аспекты проекта
оцениваются равнозначными критериями. Не удалось обнаружить подходов в оценках проектов с дифференциацией уровней новизны идей. В связи с этим, разработка методики оценивания уровня новизны идеи проекта, а также степени ее практической реализации является актуальной и рассматривается в данной статье.
Идеи проектов предложено оценивать с использованием табличного подхода, рекомендованного Г.С. Альтшуллером для решения задач изобретателей. В головке таблицы дана шкала со степенью проработки идеи, в боковике – уровень ее новизны. Таким образом, таблица 5х5 с описанием и баллами позволяет отнести идеи проектов и их реализации к одной из ее клеток и определить соответствующие оценки. Данная методика дополнена типичными для оценки проектов критериями: полнотой исследования проблемы,
обзором и анализом прототипов; возможностью практического осуществления предложенных решений; качеством и достаточностью схем и рисунков. Методика была апробирована при проведении Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады «Будущее России» (секции: авиационной и ракетно-космической техники, машиностроения, судостроения, технологии материалов и ядерной энергетики).
Предлагаемый подход позволил в ограниченные сроки сопоставить и ранжировать
около 170 проектов школьников и выявить проекты инновационного характера. Предлагаемая методика отличается универсальностью, направленностью на выявление творческого потенциала школьников, одновременно она хорошо дифференцирована и практична. The paper describes the assessment technique to evaluate the novelty and practical usefulness of higher school students’ technical projects. Such technical projects are carried out at technical competitions and olympiads, including polytechnic and technological Olympiads, “Step
into the Future” and “I am a Researcher” competitions.
Current assessment systems are based on a set of criteria equal in value, so the aspects of the projects having different importance for the project are assessed as if they were equally important.
Analyzing the literature, we have not found the differential scales of evaluation. Therefore,
it was important to develop such a technique that would enable to assess the novelty and practical applicability of the project.
We offered to assess technical projects using Altshuller’s table originally developed to evaluate inventor’s tasks. The main criteria of this table are: the degree the idea is elaborated, the degree of novelty. As a result, all project ideas can be fitted into relevant 5x5 table.
The additional criteria we added to the technique were completeness of the idea elaboration, literature analyzes, prototype analysis, idea development, practical applicability, quality and adequacy of schemas and drawings.
This method was tested at Russian multidisciplinary engineer Olympiad “Future of Russia”.
The Olympiad was organized by the Ministry of Education and Science of Russian Federation and by South Ural State University. The technical projects were divided into the following sections: aircraft and missile-spacecraft systems; machine building; shipbuilding; material technology and nuclear power engineering industry. The technique offered allowed to estimate and range about 170 projects in restricted time, identifying the most innovative ones. The technique is universal,
allows to differentiate projects, pragmatic, aimed to reveal creativity and innovative ideas
of schoolchildren.
Описание:
Щуров Игорь Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроения, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), igor_shurov@mail.ru.
Болотина Юлия Олеговна, доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета предвузовской подготовки, доцент кафедры управления персоналом международного факультета,
Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), 65bola@mail.ru. I.A. Shchurov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, igor_shurov@mail.ru,
Yu.O. Bolotina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, 65bola@mail.ru