Аннотации:
Третье поколение отечественных алюминиевых сплавов низкой плотности, включающее в себя сплавы 1424 (2,54 г/см3) и В-1461 (2,63 г/см3), отличается повышенными значениями вязкости разрушения и трещиностойкости по сравнению с ранее разработанными сплавами 1420 и 1460. Несмотря на перспективность данных материалов для аэрокосмической и авиационной отраслей, на сегодняшний день имеются данные об их механических свойствах лишь при статическом деформировании. В данной работе рассмотрено механическое поведение образцов катаного алюминий-литиевого сплава В-1461 толщиной 1,9 мм при статическом и динамическом нагружении, включая ударное. Статические испытания были проведены для определения прочностных характеристик материала при малых скоростях деформирования. Испытания образцов, вырезанных в направлении прокатки, показали, что пределы текучести и прочности в направлении прокатки выше на 8–10 % по сравнению со свойствами в перпендикулярном направлении. В ходе испытаний на динамическое растяжение, проведенные на вертикальном башенном копре с применением специальной оснастки, установлено, что масштабирование статической кривой с удовлетворительной точностью описывает поведение материала при динамическом нагружении. При скорости деформирования 200 с–1 прочностные характеристики материала возросли на ~20 %. При баллистическом ударе была обнаружена анизотропия прокатанных образцов из данного сплава по толщине, приводящая к отколам с тыльной стороны пластины. Разработанная конечно-элементная модель, основанная на билинейной аппроксимации динамической диаграммы деформирования, показала хорошее соответствие с экспериментальными данными (остаточная скорость ударника и величина баллистического предела) в случае нормального удара и подтвердила предположение об ограниченной способности сплава В-1461 к упрочнению с увеличением скорости деформирования. Third generation of low-density aluminium-lithium alloys includes 1424 (2.54 g/sm3)
and V-1461 (2.63 g/sm3) alloys. Their fracture toughness and crack growth resistance are
higher than for the previously developed alloys 1420 and 1460. Despite of the good prospects
of using of these materials in aeronautical and space applications there are no any data about
their behaviour under dynamic loading. In this work, mechanical behaviour of specimens made of rolled V-1461 aluminiumlithium alloy plates with thickness 1.9 mm under static, dynamic and impact loading conditions was studied. Static strength tests were performed to obtain mechanical properties and stress-strain curves at low strain rates. It is found that tensile strength and yield stress in rolling direction are higher by 8–10 % than the properties in the perpendicular direction. Dynamic tensile tests were carried out with a CEAST 9350 Drop Tower system and special build-in-home equipment. The results of dynamic tests show that scaling static stress curve with sufficient accuracy describes the material behaviour under dynamic loading. When the strain rate of 200 s–1 material strength properties increased by ~ 20%. Through-thickness material anisotropy that lead to spall formation on backside of the plate was observed during ballistic tests. Finite element model based on bilinear kinematic hardening approximation of scaling stress-strain curve was developed. Results of numerical modeling are in a good agreement with experiments (ballistic limit and full ballistic curve) in case of normal impact. This confirmed the limited strengthening ability of V-1461 alloy at high strain rates.
Описание:
Игнатова Анастасия Валерьевна. Инженер Заочного инженерно-экономического факультета, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, ignatovaav@susu.ac.ru. Кудрявцев Олег Александрович. Аспирант кафедры «Прикладная механика, динамика и прочность машин», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, kudriavtcevoa@susu.ac.ru. Сапожников Сергей Борисович. Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Прикладная механика, динамика и прочность машин», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, ssb@susu.ac.ru. A.V. Ignatova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, ignatovaav@susu.ac.ru, O.A. Kudryavtsev, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, kudriavtcevoa@susu.ac.ru,S.B. Sapozhnikov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, ssb@susu.ac.ru