Аннотации:
С возникновением и развитием советской уголовно-исполнительной системы, с расширением сети лагерей и колоний ОГПУ — НКВД — МВД СС Р появилась своеобразная лагерная субкультура, которую можно охарактеризовать как компенсаторно-творческий механизм адаптации и самореализации личности в экстремальных условиях заключения. В рамках осуществления культурно-воспитательной работы (КВР) в лагерях ГУЛАГа функционировали
многочисленные лагерные творческие коллективы. Одним из наиболее ярких исторических феноменов послевоенного этапа в эволюции ГУЛАГа в сфере идеологической и культурно-массовой работы стала деятельность театрально-музыкальных учреждений Северного управления лагерей железнодорожного строительства (СУЛЖДС ), занимавшегося возведением
Трансполярной железной дороги Чум (Воркута) — Салехард — Игарка.
В условиях, когда отлаженный механизм строительства стал давать сбои, а крупный инфраструктурный проект был локализован в зонах с минимальной производственной активностью, театр был оперативно закрыт, как рудимент, случайно сохранившийся от периода бурного развития строительства. Закрытие театра произошло в 1950 году, а через два с половиной года
строительство Трансполярной магистрали было полностью прекращено. A unique prison camp subculture that can be characterized as compensational-creative mechanism of individual adaptation and self-realization under extreme conditions of imprisonment emerged with the emerging and developing of the soviet criminal-executive system, with the USSR NKVD — MVD prison camp and settlement net broadening. Many artistic groups were functioning in the terms of cultural and educational work in GULAG prison camps.
The emerging of theatrical-musical institutions in the Northern Administration of the prison camps of railroad constructing that was conducting businesses in building the Transpolar Railway Chum (Vorkuta) — Salekhard — Igarka became one of the most bright phenomena of the post-war phase at the GULAG’s evolution in the sphere of ideological and cultural work among the masses.
In the conditions when the adjusted mechanism of construction became to glitch and because of the great infrastructural project’s localization in zones of minimal industrial production activity, the theater was quickly closed, as a rudiment, left by accident from the period of rapid development of the construction. The theater was closed in 1950, and two years later the construction of Transpolar
Railway was completely abandoned.
Описание:
Калинин Вячеслав Алексеевич, главный специалист, «“Газпромнефть” научно-технический центр», г. Санкт-Петербург, окончил Уральский государственный университет, философский факультет 1992 г., соискатель Института истории Сибирского отделения РАН. E-mail: v.kalinin69@mail.ru. V. A. Kalinin, JSC Gazprom Neft NTC, St. Petersburg, Russian Federation, v.kalinin69@mail.ru