Аннотации:
Статья представляет собой результаты анализа перформативности как явления современной лингвистики, характеризующего воспитательный дискурс. Представлены точки зрения ряда ученых, касающиеся разработки самого понятия перформативности, определения языковых единиц, выражающих его, рассмотрены классификации, предложенные исследователями для идентификации перформативных глаголов в речи. Утверждается значение теоретической работы Ю.Д. Апресяна, распространившего изучение перформативности на дискурс и текст. Отмечается, что перформативность как прием воспитательного дискурса позволяет в процессе взаимодействия взрослого и ребенка использовать возможности речи для оказания необходимого педагогического влияния на сознание объекта воспитания. В частности, перформативные элементы в диалоге воздействуют на эмоциональную сферу собеседника, через нее внедряя в его сознание необходимую воспитателю информацию, то есть при помощи перформативных языковых единиц воспитатель имеет возможность задействовать механизм психологического внушения. Итогом исследования стало доказательное утверждение, что перформативность является неотъемлемой характеристикой дискурсов разного типа и конкретно воспитательного дискурса, обусловленного педагогическими целями воздействия на ребенка. The article presents the results of the analysis of performativity as a phenomenon of modern linguistics that characterizes educational discourse. The viewpoints of a number of scientists concerning the development of the performativity concept itself, the definition of language units that express it, and classifications proposed by researchers for the identification of performative verbs in speech are considered. The importance of the theoretical work by Yu. D. Apresian disseminating the study of performativity in discourse and text is stated. It is noted that performativity as a method of educational discourse allows using speech to provide the necessary pedagogical influence on the consciousness of the object of education during the interaction between an adult and a child. In particular, performative elements in the dialogue affect the emotional sphere of the interlocutor, thereby introducing into his mind the information determined by the educator, that is, with the help of performative language units, the educator is able to apply the mechanism of psychological suggestion. The research result is an evidence-based statement that performativity is an integral characteristics of discourses of various types and specifically educational discourse due to the pedagogical goals of influencing the child.
Описание:
Гурченко Валентина Ивановна, аспирант, Воронежский государственный педагогический университет (Воронеж), grant_3@mail. ru.
Valentina I. Gurchenko, post graduate student, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh), grant_3@mail. ru