Abstract:
В статье рассматриваются стратегии, тактики и приемы речевого воздействия с точки зрения их лингвопрагматического потенциала осуществлять функцию убеждения. Речевой портрет судьи формируется на стыке художественной картины мира и формализованной процедуры судопроизводства посредством интеграции единиц художественного текста и языковых маркеров юридического дискурса. Ключевая стратегия эмансипационной деятельности судьи в романе И. Макьюэна «Закон о детях» – убеждение (персуазивность). В рамках двух субстратегий (кооперации и давления) выявлены различные тактики речевого воздействия: тактика собственной дискредитации, тактика похвалы, тактика апелляции к интересам подопечного, а также тактика допроса, тактика самопрезентации авторитета, тактика авторитарного принятия решения, тактика дискредитации религии. Каждая тактика находит отражение в определенном репертуаре языковых
средств, стилистических приемов (эмфатические модели, императивно-вопросительные структуры, условно-сослагательные конструкции и др.) и психолингвистических приемов (создание «мы-группы», формирование «я-контекста»). В ходе исследования выявлена значимость указанных стратегий, тактик и приемов речевого воздействия в моделировании образа судьи. The article examines the strategies, tactics and techniques of linguistic manipulation from the
viewpoint of their linguistic and pragmatic potential to perform the function of persuasion. The speech portrait of a judge is formed at the junction of the literary worldview and the formalized procedure of legal proceedings by integrating the units of the literary text and the linguistic markers of legal discourse. The key strategy of the judge's emancipation activity in the novel “The Children Act” by I. McEwan is persuasion (persuasiveness). Within two substrategies (cooperation and pressure), different tactics of linguistic manipulation are identified: the tactic of self-discrediting, the tactic of praise, the tactic of appeal to the interests of the ward; as well as the tactic of interrogation, the tactic of selfpresentation of authority, the tactic of authoritarian decision-making, the tactic of discrediting religion. Each tactic is reflected in a certain repertoire of linguistic means, stylistic techniques (emphatic models, imperative-interrogative structures, conditional-subjunctive constructions, etc.), psycholinguistic techniques (creation of “we-group”, formation of “I-context”). The study reveals the significance of these strategies, tactics and techniques of linguistic manipulation in modeling the image of the judge.
Description:
Рябова Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского, иностранных языков и культуры речи, Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург), i.y.ryabova_3012@mail.ru.
Irina Y. Ryabova, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian, foreign languages and speech culture, Ural State Law University (Ekaterinburg), i.y.ryabova_3012@mail.ru