Abstract:
Неоднозначность результатов исследований развития психомоторных функций и состояния ЦНС на подростковом этапе онтогенеза указывает на актуальность исследований по данной проблеме. Цель исследования. Выявить половозрастные особенности прироста психомоторных показателей у подростков 10–16 лет в лонгитюдном исследовании. Материалы и методы исследования. Лонгитюдное исследование проводилось ежегодно в октябре в динамике шести лет обучения в соответствии с требованиями биомедицинской этики. Выборка включала подростков только с I и II группой здоровья, составила 45 человек с исходным возрастом 10 лет, из них 20 мальчиков и 25 девочек. Замеры психофизиологических параметров проводились в первую половину дня (с 10 до 12 часов) на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» («НейроСофт», г. Иваново). Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Microsoft Office Excel. Результаты. Половозрастная динамика различных психомоторных показателей от 10 до 16 лет характеризуется рядом особенностей: неравномерностью приростов у мальчиков и девочек, фазным характером изменений с наличием или отсутствием плато, общей тенденцией к снижению времени зрительно-моторных реакций, увеличением показателей, характеризующих лабильность нервной системы; особенности половых различий показателей простой зрительно-моторной реакции выявлены в возрасте 10 и 13 лет, времени реакции в условиях динамической помехи – в 14 и 16 лет, теппинг-теста – в 13–14 и 16 лет), теста «Красно-черные таблицы» – в 11–12 лет. Заключение. Выявленные особенности половозрастных различий скорости реакции указывают на относительность преимущества того или иного пола в скорости реакции на протяжении онтогенеза. Данные половозрастного развития пространственно-координационных и нейродинамических психомоторных характеристик являются основой системы педагогического воздействия, основанной на принципах индивидуализации процесса обучения, рациональной здоровьесберегающей организации учебного процесса. The ambiguity of research on the development of psychomotor functions and the state of the central nervous system in adolescents indicates the relevance of this problem. Aim. The article is aimed at identifying the gender and age-related features of the increase in psychomotor indicators in 10-16-year-old adolescents. Materials and methods. The longitudinal study was conducted on an annual basis, in October, over a six-year period of training and in accordance with the requirements of biomedical ethics. The sample included adolescents of I and II health groups (n = 45, initial age – 10 years, 20 male children, 25 female children). Psychophysiological measurements were carried out in the first half of the day (from 10 to 12 hours) by using the NS-Psychotest equipment (Neurosoft, Ivanovo). Statistical data processing was carried out using the Microsoft Office Excel program. Results. The gender and age-related dynamics of various psychomotor indicators is characterized by a number of features: uneven growth in male and female children, phase-like changes with or without plateau, a general tendency to a decrease in visual-motor reaction time, the increase of the lability of the nervous system. Gender-related dif-ferences were found for visual-motor reaction (10 and 13 years), reaction time under dynamic noise (14 and 16 years); tapping test (13–14 and 16 years); attention concentration (11–12 years). Conclusion. Gender and age-related differences indicate the relative advantage of one or another gender in the speed of reaction during ontogenesis. The data obtained for the features of gender and age-related development of spatial coordination and psychomotor characteristics are the ba-sis of pedagogical influence determined by the principles of individualization and health-preserving organization of the educational process.
Descrizione:
Семенова Мария Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, 69), writeme.85@mail.ru
Шибкова Дарья Захаровна, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра спортивной науки; Институт спорта, туризма и сервиса, Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, Челябинск, проспект Ле-нина, 76), shibkova2006@mail.ru, ORCID 0000-0002-8583-6821
M.V. Semenova1, writeme.85@mail.ru
D.Z. Shibkova2, shibkova2006@mail.ru, ORCID 0000-0002-8583-6821
1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (69 Lenin Ave., Chelyabinsk, 454080, Russia)
2 South Ural State University (76 Lenin Ave., Chelyabinsk, 454080, Russia)