Abstract:
Актуальность задана поиском моделей управления деятельностью учителя в контексте развития олимпиадного движения и условий вовлеченности одаренных учащихся в предметные олимпиады. Особое значение приобретает готовность педагога работать в непредсказуемой ситуации, преодолевать трудности, обусловленные спецификой проектной деятельности. Цель: анализ жизнестойкости и толерантности к неопределенности как личностных составляющих психологических ресурсов учителей с различным опытом включенности в инновационные проекты развития конкурсно-олимпиадного движения. Материалы и методы. В исследовании задействованы 157 учителей школ Ленинградской области. С учетом задач скомплектованы четыре группы: две экспериментальные группы, выделенные из числа участников региональной программы поддержки школ-лидеров в области олимпиадного движения, контрольная и дополнительная группы. Диагностика осуществлена с помощью теста жизнестойкости С. Мадди и опросника «Толерантность к неопределенности» S. Budner. Для статистической обработки использованы: методы описательной статистики, сравнительный анализ (критерий Манна – Уитни); корреляционный анализ (критерий ранговой корреляции Спирмена). Результаты. Выявлены различия в степени выраженности жизнестойкости и толерантности к неопределенности в структуре их взаимосвязей между группами учителей: 1) с высокой и низкой экспертными оценками командной работы по созданию инновационных проектов; 2) с высокой результативностью командной работы и учителей, не включенных в разработку проектов, но ведущих индивидуальную работу с учениками-олимпиадниками. Наиболее значимыми психологическими ресурсами их проектной деятельности являются принятие риска и толерантность к новизне неопределенности. Заключение. Проанализированы особенности жизнестойкости и толерантности к неопределенности как личностных составляющих психологических ресурсов проектной деятельности учителей-олимпиадников. Доказан ресурсный потенциал командной работы, позволяющей снизить сопротивление в ситуации неопределенности, выйти на системный уровень решения проблемы. The relevance of this study is associated with the search for models for managing teacher's activities in the context of the development of academic competitions and inclusion of gifted students in such competitions. Of particular importance is the teacher's willingness to work in an unpredictable situation and to overcome difficulties associated with project activities. Aim: the paper aims to study hardiness and tolerance for uncertainty as psychological resources of teachers with different project experience. Materials and methods: The study involved 157 school teachers in the Leningrad Region. For the purpose of the study, all teachers were divided into four groups. Two experimental groups, a control and an additional group were formed from the participants in the regional program for the promotion of academic competitions. Psychologi-cal diagnostics was carried out using the S. Maddi hardiness test and the S. Budner Tolerance for Uncertainty questionnaire. Statistical processing of the data obtained was performed by means of descriptive statistics, comparative analysis (Mann-Whitney test) and correlation analysis (Spear-man's rank correlation coefficient). Results: Differences were revealed in terms of the level of hardiness and tolerance for uncertainty, as well as in the structure of their relationships between groups: 1) with a high and low expert grade of teamwork projects; 2) with efficient teamwork and teachers who work individually with students involved in academic competitions. The most significant psychological resources for their project activities are risk acceptance and tolerance for uncertainty. Conclusion: The article analyzes the features of hardiness and tolerance for un-certainty as psychological resources for project activities in teachers responsible for academic competitions. The teamwork resource potential has been proved, which makes it possible to re-duce resistance to uncertainty and to enhance problem solving skills.
Description:
Маркина Нина Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 88), ORCID: 0000-0002-5396-9785, nvmark@mail.ru
Выбойщик Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76), ORCID: 0000-0003-4194-369X, xchik2007@rambler.ru
Первухина Елена Сергеевна, старший методист, МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г. Челябинска» (Россия, 454004, г. Челябинск, ул. Академика Сахарова, 8), ORCID: 0000-0002-2474-6961, elena_pervuchina@mail.ru
Гумницкий Михаил Ефимович, руководитель направления методологии, ООО «Мобильное электронное образование» (Россия, 129626, г. Москва, ул. Сущѐвский Вал, 16, стр. 4), ORCID ID: 0000-0002-4538-6504, gumm@mail.ru
Михайлюк Людмила Геннадьевна, начальник сектора оценки качества образования, Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (Россия, 191060, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 2), mihayluk-1406@mail.ru
N.V. Markina1, nvmark@mail.ru, ORCID ID: 0000-0002-5396-9785
I.V. Vyboyshchik2, xchik2007@rambler.ru, ORCID ID: 0000-0003-4194-369X
E.S. Pervuhina3, elena_pervuchina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2474-6961
M.E. Gumnitskiy4, gumm@mail. ru, ORCID: 0000-0002-4538-6504
L.G. Michailiuk5, mihayluk-1406@mail.ru
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators (88 Krasnoarmeyskaya str., Chelyabinsk, 454091, Russian Federation) 2 South Ural State University (76 Lenin Ave., Chelyabinsk, 454080, Russian Federation)
3 Multidisciplinary Lyceum No. 148 in Chelyabinsk (8 Akademika Sakharova str., Chelyabinsk, 454004, Russian Federation)
4 Mobile e-education (16 Sushchevsky Val str., building 4, Moscow, 129626, Russian Federation)
5 Committee for General and Vocational Education of the Leningrad Region (2 Rastrelli Square, Saint Petersburg, 191060, Russian Federation)