Abstract:
Реализация индивидуализированного обучения в соответствии с основными нормативными документами об образовании обеспечивается посредством выбора и проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся при поддержке основных
участников образовательных отношений (педагогов, педагогов-психологов, родителей).
ФГОС определяют готовность обучающихся к выбору индивидуальной образовательной
траектории в числе основных результатов освоения образования. Однако в теоретических
психолого-педагогических исследованиях нет единства в терминологии и понимании
сущности таких понятий, как образовательный выбор, индивидуальная образовательная
траектория, готовность к выбору индивидуальной образовательной траектории. Цель
статьи – выделить существенные признаки готовности обучающихся к выбору индивидуально-ориентированной траектории образовательной деятельности. Использованы методы теоретического анализа, синтеза и обобщения. Выбор и готовность к выбору индивидуально-ориентированной траектории образовательной деятельности мы рассматриваем в
контексте отечественной деятельностно-процессуальной концепции Д.А. Леонтьева. Теоретическим результатом нашего исследования является определение готовности к выбору
индивидуально-ориентированной траектории образовательной деятельности как динамической развивающейся в образовательных отношениях с родителями и педагогами системы.
Выделены основные признаки готовности к выбору, показана их взаимосвязь и динамика. The implementation of individualized learning in accordance with the main regulatory
documents on education is ensured by the selection and design of students’ individual education
trajectories supported by the main participants of education process (teachers, educational psychologists,
parents). Federal State Education Standards (FSES) determine the readiness of students
to choose an individual education trajectory as the main results of mastering education.
However, in theoretical psychological and pedagogical research, there is no unity in the terminology
and understanding of the essence of such concepts as educational choice, individual education
trajectory, readiness to choose an individual education trajectory. The purpose of our
article is to determine the essential characteristics of students' readiness to choose an individual
education trajectory. We consider the choice, readiness to choose an individual education trajectory
in the context of the activity-procedural concept of D.A. Leontyev. The authors define the readiness
to choose an individual education trajectory as a dynamic system developing in education
relations with parents and teachers. The main characteristics of readiness to choose an individual
education trajectory are highlighted, their interrelation and dynamics are shown.
Description:
Батина Елена Владимировна, педагог-психолог, Академический лицей № 95 г. Челябинска; преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, batina.ev@mail.ru.
Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
serikovgn@susu.ru. E.V. Batina1,2, batina.ev@mail.ru,
G.N. Serikov3, serikovgn@susu.ru.
1Academic Lyceum No. 95 of Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russian Federation,
2Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
3South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation