Resumen:
Данная статья посвящена обзору имеющихся форсайт-исследований в области образования, раскрытию основ разработки и целесообразности создания виртуальной форсайт-лаборатории гуманитарного профиля в Республике Казахстан. Задачи исследования
включают обзор имеющихся исследований в области форсайт-технологий, анализ ситуации отношений стейкхолдеров к форсайт-исследованиям в образовании. Обзорноаналитическая часть исследования раскрывает особенности функционирования форсайт-
лабораторий стран дальнего и ближнего зарубежья преимущественно в техническом, экономическом аспектах и бизнес-профиле. Авторы приводят данные анонимного анкетирования и приходят к выводу о необходимости создания данного инструмента связи в системе профессионального образования гуманитарного цикла между субъектами микро-,
мезо- и макросреды образовательного пространства для формирования партисипативно-
цифровой культуры будущего педагога. Предложенные направления открытой форсайт-
лаборатории рассматривают развитие метакомпетенций у студентов в гуманитарном
профиле в процессе обучения, а дистанционный формат виртуальной форсайт-
лаборатории характеризуется с точки зрения мобильности и гибкости, что значительно
удешевляет само исследование и аспекты внедрения полученных данных. Данное исследование является практико-ориентированным и находится на этапе моделирования обобщенного хаба в цифровом формате. The article provides a review on the foresight research in the field of education, determines
the prerequisites of its development and claims the feasibility of creating a virtual foresight laboratory
for the Humanities major in the Republic of Kazakhstan. The objectives of the research
are to outline the foresight-technologies and to analyze the attitudes of stakeholders in education
towards foresight research. The review and analytical part of the study reveals the features of
the functioning of foresight laboratories in the foreign countries, mainly in technical, economic
and business profiles. The authors present the data of an anonymous survey and come to the conclusion
that to form participatory digital culture of future teachers it is necessary to create this
communication tool in the professional education system of the humanitarian cycle between
the subjects of the micro-, meso- and macro- environment of the educational space. The proposed
areas of the open foresight laboratory consider the development of meta-competencies among
students of the humanities profile in the education process. The distance format of the virtual
foresight laboratory is characterized in terms of mobility and flexibility, which significantly reduce
the cost of the research and the implementation of the data obtained. This study is practiceoriented
and is at the stage of modeling a generalized hub in a digital format.
Descripción:
Наурызбаева Эльмира Кенжегалиевна, кандидат исторических наук, ассоциированный
профессор, ассоциированный профессор кафедры истории, Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Казахстан, elmira_kn@mail.ru.
Уварина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский
государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, nuvarina@yandex.ru.
Бежина Виктория Валерьевна, ассоциированный профессор кафедры иностранных языков, Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Казахстан,
vukvuk85@mail.ru. E.K. Nauryzbayeva1, elmira_kn@mail.ru,
N.V. Uvarina2, nuvarina@yandex.ru,
V.V. Bezhina1, vukvuk85@mail.ru
1Kostanay Regional University named after A. Baitursynov, Kostanay, Republic of Kazakhstan,
2South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation