Аннотации:
Актуальность изучения психологических механизмов старения связана с неуклонным повышением продолжительности жизни населения в разных странах и повышением вследствие этого вероятности ухудшения здоровья. Одним из факторов сохранения высокого качества жизни лиц преклонного возраста является их физическая активность и социальное благополучие. Цель: изучение роли занятий танцами (шоу-балет) в «успешном» старении вследствие поддержания физической, социальной и когнитивной активности женщинами пенсионного возраста. Материалы и методы. Выполнен сравнительный анализ показателей качества жизни, эмоционального интеллекта и предпочитаемого досуга в группе женщин, регулярно занимающихся танцами (n = 30; 59,9 ± 5,5 года), в сравнении с теми, кто посещает лекции Народного факультета НГТУ (ГрК) (n = 30;
61,6 ± 4,2 года). Результаты. При отсутствии значимых межгрупповых различий в интегральной самооценке качества жизни группа женщин, регулярно занимающихся танцами, характеризовалась более высокими показателями по шкалам общего здоровья, социального функционирования и психического здоровья. При анализе компонентов эмоционального интеллекта в группе женщин, регулярно занимающихся танцами, обнаружены большие значения «позитивной экспрессивности» и «сопереживание несчастьям», но меньшие – «принятие решений на основе эмоций» по сравнению с контрольной группой, что указывает на более эффективную эмоциональную регуляцию поведения в группе женщин, регулярно занимающихся танцами. Заключение. Занятия танцами в пожилом возрасте можно рассматривать как способ танцевально-двигательной терапии и комплексной активации когнитивных резервов, способствующей выбору и поддержанию такой формы деятельности в когнитивной, физической и эмоциональной сфере, которая приводит к сохранению и, соответственно, более высокой самооценке общего здоровья, социального функционирования и психического здоровья в сравнении с относительно «пассивной» контрольной
группой. The relevance of studying the psychological mechanisms of aging is associated with growing life expectancy in different countries, which results in deteriorating health. The essential factors for maintaining a high quality of life in elderly people are their physical activity and social well-being. Aim. In this regard, the paper aims to investigate the role of dance classes in successful aging due to the maintenance of physical, social, and cognitive activity in elderly women. Materials and methods. A comparative analysis of the quality of life (the SF-36 questionnaire), emotional intelligence and leisure time was performed between the group of women who regularly attended dance classes (experimental group, EG) (n = 30; 59.9
± 5.5 years) and women who attended lectures of the People's Faculty in the Novosibirsk State Technical University (control group, CG) (n = 30; 61.6 ± 4.2 years). Results. In the absence of significant intergroup differences in the integral self-assessment of the quality of life, EG was characterized by higher values of “general health”, “social functioning” and “mental health” (SF-36 questionnaire) as compared with CG. This effect was accompanied by a preference for active leisure in contrast to CG, which chose different forms of activity in the country house. When analyzing the components of emotional intelligence in EG, higher values of “positive expressiveness” and “empathy for negative emotions” and lower values of “emotion-based decision making” were found in comparison with CG, which may indicate more effective emotional regulation in EG. Conclusion. Thus, dance classes in elderly women can be considered
as movement therapy and activation of cognitive potential. In EG, dance movement therapy contributed to a higher assessment of general health, social functioning, and mental health compared with a relatively passive control group.
Описание:
Пестова Оксана Юрьевна, бакалавр, факультет гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет (Россия, 630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 136), pestow@academ.org
Разумникова Ольга Михайловна, профессор кафедры психологии и педагогики, доктор биологических наук, доцент, Новосибирского государственного технического университета (Россия, 630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 136), razoum@mail.ru, ORCID 0000-0002-7831-9404
O.Yu. Pestova, pestow@academ.org
O.M. Razumnikova, razoum@mail.ru, ORCID 0000-0002-7831-9404
Novosibirsk State Technical University (136 Nemirovich-Danchenko str., Novosibirsk, 630087, Russian Federation)