Abstract:
Цель исследования: выявить затруднения практикующих учителей адаптивной физической культуры и на основе полученных результатов предложить пути совершенствования подготовки студентов по специальности «Адаптивная физическая культура», способных к осуществлению профессиональной деятельности в инклюзивных условиях. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 45 учителей разного квалификационного уровня, среди которых с высшим образованием – 71 % респондентов, 29 % – со средним специальным образованием. В качестве ведущего метода исследования был использован
метод анкетирования на основе разработанного нами опросника, направленного на выявление затруднений и профессиональных проблем учителей. Для оценивания результатов опроса использовался метод ранжирования с последующей математико-статистической обработкой. Результаты. Анкетирование учителей адаптивной физической культуры показало, что в процессе физического воспитания обучающихся в инклюзивных условиях 24,1 % респондентов имеют высокий уровень затруднений; 39,2 % учителей испытывают средний уровень; с низким уровнем затруднений обнаружено 25,7 % респондентов, и только 11,0 % не испытывают каких-либо проблем. Выявлено, что ведущими являются следующие проблемы: достижение частной задачи всеми участниками образовательного
процесса в рамках урока, реализуемого в инклюзивной форме; разработка адаптированных учебных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, а также других документов планирования (план-конспект занятия, тематический и поурочный планы) и др. Заключение. Выявлены проблемы и недостатки в подготовке профессиональных кадров по адаптивной физической культуре. Посредством анкетирования учителей получен ценный материал, позволивший дополнить
перечень профессиональных компетенций программы подготовки специалистов среднего звена недостающими профессиональными компетенциями инклюзивного характера (ПКи). Включение данных компетенций в стандарт подготовки специалистов инклюзивного образования позволит совершенствовать процесс подготовки будущих учителей. Aim. The paper aims to reveal difficulties in inclusive physical education and propose changes to the program of adaptive physical education for improving professional practice in inclusive conditions. Materials and methods. 45 teachers of different skills level participated in the study (71% of respondents possess higher education, 29% vocational secondary education). The questionnaire method was used as the main method of the study. A questionnaire was developed aimed at revealing difficulties and work-associated problems in inclusive physical education. The ranking method and statistical data processing were used to evaluate the results obtained. Results. A survey of adaptive physical education teachers demonstrated that 24.1% of
respondents experienced significant difficulties; 39.2% of teachers experienced average difficulties; 25.7% of teachers estimated the experienced difficulties as low, and 11% of teachers did not experience any difficulties. The following difficulties were characterized as the most significant: completing a particular task by all participants of an inclusive lesson; developing inclusive training programs for students with health limitations, as well as developing other types of documents for inclusive education (detailed lesson plans, thematic and lesson-by-lesson plans), etc. Conclusion. The problems and disadvantages of professional training in physical education teachers were established. A questionnaire provided valuable scientific data, which allowed to enlarge the list of professional competencies with the professional competencies of inclusive nature. The use of these competencies will improve the whole system of education in future teachers.
Description:
Шеенко Евгений Иванович, кандидат педагогических наук, доцент отделения физической культуры и спорта, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46. E-mail: ekaterinakli44owa@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0590-8782.
Рыжкова Надежда Николаевна, председатель ПЦК преподавателей физической культуры и методики физвоспитания, методист, Барнаульский государственный педагогический колледж. 656010, г. Барнаул, ул. 80 Гвардейской Дивизии, 41, корп. 3. E-mail: kazakovanadia1@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7753-1545.
E.I. Sheenko1, ekaterinakli44owa@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0590-8782,
N.N. Ryzhkova 2, kazakovanadia1@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7753-1545
1Altai State Technical University named after I.I. Polzunov, Barnaul, Russian Federation,
2Barnaul State Teacher’s Training College, Barnaul, Russian Federation