Abstract:
Цель исследования. Разработать и научно обосновать в экспериментальных условиях эффективность психофизиологического компонента технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Методы исследования. Исследование проводилось в период с 2018 по 2020 гг. на базе волейбольных студенческих клубов РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) г. Москва; СГАФКСТ, г. Смоленск и БГИТУ, г. Брянск. В исследовании приняли участие квалифицированные спортсмены 17–22 лет. Для обоснования проблемы исследования проводился формирующий педагогический эксперимент. Эффективность педагогических
воздействий оценивалась по динамике показателей простой зрительно-моторной реакции и тестовых заданий по технической подготовке. Результаты. В результате внедрения в годичный тренировочный цикл специализированных тренировочных упражнений, направленных на развитие двигательных реакций, у квалифицированных спортсменов-игровиков существенно улучшились показатели технико-тактической подготовленности (р < 0,05), что свидетельствует о высокой эффективности предложенного подхода. Полученные данные позволили расширить
теоретическую и практическую базу технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта с помощью специализированных средств развития двигательных реакций. Заключение. По результатам исследования можно заключить, что оптимизация тренировочного процесса квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта с помощью психофизиологического компонента приводит к достоверному улучшению показателей технико-тактической подготовленности и является основой для достижения высоких спортивных результатов. Aim. The article ams to develop and scientifically substantiate the effectiveness of the psychophysiological component of technical and tactical training in game sports. Materials and methods. The study was conducted from 2018 to 2020 in volleyball student clubs of the Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE) in Moscow; Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism; Bryansk State Engineering and Technology University. The study involved skilled athletes ages 17–22. A formative pedagogical experiment was conducted. The effectiveness of pedagogical influence was assessed by the dynamics of simple visual-motor response and tasks for technical training. Results. As a result of use of exercises aimed at the development of motor responses in skilled athletes in the annual
training cycle the indicators of technical and tactical fitness (p < 0.05) significantly improved, which proves the efficiency of the proposed approach. The data obtained made it possible to expand the theoretical and practical knowledge of technical and tactical training in game sports by developing motor responses. Conclusion. The research results show that optimizing the training process of skilled athletes in game sports by using the psychophysiological component contributes to a significant improvement in technical and tactical fitness and, thus, is considered as the basis for achieving better sports performance
Description:
Губа Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры теории и методики волейбола, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4. E-mail: smolguba67@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4268-401X.
Родин Андрей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 214018, г. Смоленск, пр. Гагарина, 23. E-mail: rodin67@bk.ru, ORCID: 0000-0002-6126-4603.
Сбитный Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физвоспитания, Брянский государственный инженерно-технологический университет. 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 3. E-mail: sbitniy2010@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-7916-7609.
Забелина Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физвоспитания, Брянский государственный инженерно-технологический университет. 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, 3. ORCID: 0000-0001-5087-3625.
Карева Галина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Брянский государственный технический университет. 241035, г. Брянск, бульвар 50 лет Октября, 7. E-mail: kareva.galya@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9695-1465
V.P. Guba1, smolguba67@mail.ru, ORCID: 0000-0003-4268-401X,
A.V. Rodin2, rodin67@bk.ru, ORCID: 0000-0002-6126-4603,
S.N. Sbitny 3, sbitniy2010@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-7916-7609,
L.N. Zabelina 3, ORCID: 0000-0001-5087-3625,
G.V. Kareva 4, kareva.galya@mail.ru. ORCID: 0000-0001-9695-1465
1Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow,
Russian Federation,
2Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Smolensk, Russian Federation,
3Bryansk State Engineering and Technology University, Bryansk, Russian Federation,
4Bryansk State Technical University, Bryansk, Russian Federation