Abstract:
В статье с применением сравнительно-правового метода исследования рассматриваются особенности взаимодействия глав государств (президентов) с парламентами в странах СНГ в рамках следующих направлений: формирование и роспуск парламента; законодательный процесс; реализация парламентом своих контрольных полномочий в отношении главы государства; реализация совместных кадровых полномочий главы государства и парламента; реализация парламентом иных специфических полномочий. По итогам проведенного исследования автор приходит к обобщающему выводу о том, что в целом ряде стран СНГ (Республика Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Азербайджан и Узбекистан) наблюдается довольно сильный и намеренно сконфигурированный дисбаланс во взаимоотношениях главы государства и парламента, который в свою очередь не позволяет выстроить эффективную систему сдержек и противовесов, превращая ее, скорее, в «систему перевесов», а значит, как следствие, не позволяя полностью реализовать на практике все возможные достоинства принципа разделения властей, который получил нормативное закрепление абсолютно в конституциях всех стран СНГ, после обретения ими независимости. Автором предлагаются и обосновываются меры по дальнейшему совершенствованию реализации принципа разделения властей в Российской Федерации и других странах СНГ, с целью гармонизации взаимодействия главы государства и законодательной власти в лице парламента, в интересах развития личности, гражданского общества, а также демократического и правового государства. Using the comparative legal research method, the article examines the peculiarities of interaction between heads of state (presidents) and parliaments in the CIS countries in the framework of the following areas: formation and dissolution of parliament; legislative process; implementation by the parliament of its control powers in relation to the head of state; implementation of joint personnel powers of the head of state and parliament; implementation by the parliament of other specific powers. Based on the results of the study, the author comes to a general conclusion that in a number of CIS countries (the Republic of Belarus, Kazakhstan, the Russian Federation, Azerbaijan and Uzbekistan) there is a rather strong and deliberately configured imbalance in the relationship between the head of state and parliament, which, in turn, is not allows building an effective system of checks and balances, turning it, rather, into a "system of overbalances", which means, as a consequence, not allowing to fully implement in practice all the possible advantages of the principle of separation of powers, which has received normative consolidation absolutely in the constitutions of all CIS countries, after gaining independence by them. The author proposes and substantiates measures to further improve the implementation of the principle of separation of powers in the Russian Federation and other CIS countries, in order to harmonize the interaction between the head of state and the legislative branch in the person of parliament, in the interests of personal development, civil society, as well as a democratic and legal state.
Description:
Нечкин Андрей Вадимович – кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права, Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург. E-mail: super.nechkin@gmail.com. Andrey Vadimovich Nechkin – Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Department of Constitutional Law, Ural State Law University, Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: super.nechkin@gmail.com.