Abstract:
Цель исследования. Определить состояние саморегулирования в сфере физической культуры и спорта, основанной на государственном регулировании. Материалы и методы. Исследованы нормы российского законодательства в сфере физической культуры и спорта, а также в сфере саморегулирования. Уделено внимание российской и зарубежной доктрине по вопросам спортивного права и саморегулирования в спорте. Кроме того, изучены мировые практики управления в сфере спорта. Результаты. Доказано, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая прозрачная система регулирования в сфере физической культуры и спорта. Установлено, что нет единого понимания в отношении характеристики видов деятельности, составляющих сферу физической культуры и спорта. Исследователи полагают, что она представлена профессиональной и предпринимательской деятельностью, которая регулируется как публично-правовыми, так и частноправовыми нормами. Также отмечено, что большое значение играют общероссийские спортивные федерации, которые самостоятельно устанавливают стандарты и правила. Существование специализированного постоянно действующего арбитражного учреждения для рассмотрения споров в сфере спора еще больше убеждает в автономности исследуемой сферы. Заключение. Существующая структура регулирования обладает достаточными предпосылками для создания саморегулируемых организаций в сфере физической культуры и спорта. Достигнуть наилучшей
практики регулирования общественных отношений, возникающих в исследуемой сфере,возможно в случае, когда общероссийские спортивные федерации приобретут статус саморегулируемых организаций, а спортивные клубы, спортсмены станут членами такой саморегулируемой организации. Aim. The paper aims to determine the status of self-regulation in physical education and sport based on state regulation. Materials and methods. The norms of Russian legislation in physical education and sport, as well as in self-regulation were studied. Attention is paid to Russian and foreign doctrine on lex sportiva and self-regulation in sport. Moreover, world practices
in sports management were studied. Results. It was proved that there was no single regulatory system for physical education and sport in the Russian Federation. It was established that there was no common understanding of the activities that made up physical education and sport. Researchers believe that this domain consists of a professional and entrepreneurial activity that is regulated by both public and private law. The national sports federations, which set standards and rules independently, also play an important role in such regulation. The autonomy of the issue can be also demonstrated through the existence of a specialized permanent arbitration institution.Conclusion. The existing regulatory system has sufficient prerequisites for establishing self-regulatory physical education and sport organizations. If Russian sports federations acquire
the status of self-regulatory organizations and sports clubs become the members of such organizations, when the best way of regulating public relations in physical education and sport can possibly be achieved.
Description:
Тихомирова Анжелика Витальевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: tikhomirovaav@susu.ru, ORCID: 0000-0002-7646-4034.
Коваленко Екатерина Игоревна, старший преподаватель кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76. E-mail: kovalenkoei@susu.ru, ORCID: 0000-0001-5336-4316.
A.V. Tikhomirova, tikhomirovaav@susu.ru, ORCID: 0000-0002-7646-4034,
E.I. Kovalenko, kovalenkoei@susu.ru, ORCID: 0000-0001-5336-4316
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation