Abstract:
Цель – провести анализ литературных данных о применении дыхательных практик для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, оценить функционирование системы дыхания
у студентов с ослабленным здоровьем. Организация и методы исследования. Был произведен анализ литературных данных о применении дыхательных физкультурно-оздоровительных практик с
целью коррекции состояния здоровья. В исследовании участвовало 186 студентов, разделенных на
контрольную группу (практически здоровые студенты, n = 89) и опытную группу (студенты с отклонениями в состоянии здоровья, n = 97). Функционирование системы дыхания определяли по
показателям жизненной емкости легких, экскурсии грудной клетки, результатам нагрузочного теста
максимального потребления кислорода. Результаты. Более 90 % отметили необходимость включения дыхательных практик в содержание занятий физической культуры. Среди студентов, имеющих
отклонения в состоянии здоровья, все чаще встречается сочетанная патология (до 30 %). У девушек
и юношей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, наблюдаются более низкие показатели
функционирования системы дыхания, однако достоверно значимые отличия выявлены у лиц мужского пола (Р < 0,01–0,001). Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о более низких
и достоверно значимых изменениях показателей функции дыхания у юношей как опытной, так и
у контрольной группы, что указывает на то, что сдвиги выявленных нами нарушений зависят от пола студентов. За последнее время среди большого количества физкультурно-оздоровительных систем, направленных на развитие функции дыхания, инновационных подходов не обнаружено. Необходимо искать новые подходы к применению уже существующих дыхательных практик и включать
их в содержание занятий физической культурой для студентов с ослабленным здоровьем. Aim. The paper provides an analysis of the literature on the use of breathing practices in persons
with health conditions and is aimed at assessing the respiratory system in students with health conditions.
Materials and methods. The analysis of the literature on the use of breathing and health enhancement practices was performed. The study involved 186 students, divided into a control group (apparently healthy
students, n = 89) and an experimental group (students with health conditions, n = 97). The performance of
the respiratory system was measured by the vital capacity of the lungs, chest excursions, and the results
of the stress test for maximum oxygen consumption. Results. More than 90% noted the need to include
breathing practices in physical education classes. Among students with health conditions, combined pathology
is increasingly common (up to 30%). There are lower indicators of the performance of the respiratory system,
however, significant differences were found in male students compared to female ones (P < 0.01–0.001).
Conclusion. The results show that changes in health status are sex-dependent, with lower statistical significance
in male students in both the experimental and control groups. Recently, innovative approaches have
not been found among a large number of sports and health systems aimed at the development of respiratory
performance. There is a need for new approaches to existing breathing practices that can be included in
physical education classes for students with health conditions.
Description:
Русанов Андрей Вячеславович, заведующий лабораторией кафедры физического воспитания и спорта, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.
Милашечкина Елена Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент, Российский
университет дружбы народов, Москва, Россия.
Andrey V. Rusanov, Head of the Laboratory of the Department of Physical Education and Sport,
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia.
Elena A. Milashechkina, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Peoples' Friendship
University of Russia, Moscow, Russia.