Abstract:
Цель исследования: разработать и обосновать использование в физическом воспитании частных количественных и интегрального показателей гармоничности моторного и когнитивного развития дошкольника. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 50 детей
5–6 лет, обучающихся в детских дошкольных учреждениях г. Ханты-Мансийска. Определялись актуальные уровни моторного и когнитивного развития. Моторные способности оценивались тестами
кондиционных и координационных свойств. Когнитивные способности детей были представлены
показателями словесно-логического и наглядно-образного мышления. Результаты. Исследования не
выявили значимых коэффициентов корреляции между показателями когнитивного и моторного развития и существенно не отличались от результатов ранее выполненных исследований. Впоследствии
полученные значения были модифицированы в индексы когнитивного (ICD) и моторного (IMD) развития. В завершающей части исследования был предложен индекс гармонизации (HI) развития дошкольника, который на количественно-качественном уровне позволил оценить соотношение уровней развития когнитивных и моторных свойств. Разработанные индексы были применены в обосновании программы физического развития дошкольников с использованием элементов спортивных
игр. Заключение. Исследование показало не только достоверные приросты на уровне (р ≤ 0,05) по
частным показателям когнитивного и моторного развития, но и существенное увеличение степени
взаимосвязи, выражаемой индексом гармоничности (HI). Изменения в экспериментальной группе
составили от 5,7 ± 0,7 до 7,5 ± 0,7, против 5,3 ± 0,8 в начале освоения программы и 5,6 ± 0,8 к концу
исследования в контрольной группе. Aim. The paper aims to justify the use of special quantitative indicators and the integral index
of harmonious development in preschool children. Materials and methods. The study involved 50 preschool
children aged 5-6 years (Khanty-Mansiysk, Russia). In all children, motor and cognitive skills were
measured. Motor skills were measured with the corresponding conditioning and coordination tests. Cognitive
skills were presented in the form of verbal-logical and visual thinking skills. Results. Our study did not
show any significant correlations between the parameters of cognitive and motor development and was consistent
with previous studies. The data obtained were modified into the indices of cognitive and motor development
(ICD and IMD, respectively). In the final part of the study, the index of harmonious development
was proposed (HI) to assess the relationship between cognitive and motor skills in quantitative and
qualitative terms. These indices were used to justify the program of physical development in preschool
children with the use of game elements. Conclusion. The study showed both a significant increase (р ≤ 0.05)
of cognitive and motor levels and a significant improvement in the relationship provided by the index of
harmonious development. In the experimental group, baseline data changed from 5.7 ± 0.7 to 7.5 ± 0.7 by
the end of the study compared to 5.3 ± 0.8 and 5.6 ± 0.8 in the control group.
Description:
Барбашов Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, профессор высшей
школы физической культуры и спорта, Югорский государственный университет. Россия, 628012,
Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16.
Батанцев Николай Иванович, ассистент, Ханты-Мансийская государственная медицинская
академия. Россия, 628007, Ханты-Мансийск ул. Строителей, д. 123.
Sergey V. Barbashov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the High School of
Physical Education and Sport, Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia.
Nikolai I. Batantsev, Assistant, Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk,
Russia.