Abstract:
Цель исследования: совершенствование методики повышения функциональных
показателей в подготовке студентов спортсменов, занимающихся лыжными гонками. Материалы и
методы. В эксперименте участвовали двенадцать членов сборной команды УрФУ по лыжным гонкам, мужской состав, квалификация от 1-го разряда до мастера спорта. После короткого тренировочного сбора, включающего три микроцикла, в которых были запланированы по одной интервальной тренировке, проведен сравнительный анализ аэробной и анаэробной работоспособности спортсменов, показателей абсолютного и относительного максимального потребления кислорода,
скорости выполнения упражнений на тредбане и велоэргометре, до и после эксперимента. Результаты. После анализа и обобщения методик подготовки в других циклических видах спорта, авторы
пришли к выводу о целесообразности использования интервальных упражнений легкоатлетов для
лыжников гонщиков, выступающих в спринте. Интервальные упражнения, которые были применены для подготовки перед соревнованиями оказывают влияние на развитие как сердечно-сосудистой,
так и мышечной системы. Методика направлена на совершенствование специальной выносливости и
скорости лыжника-гонщика. Заключение. Тренировки с интервалами нагрузки и отдыха способствуют повышению тренированности в соревновательный период лыжников-студентов, так как в
связи с выполнением учебной и спортивной деятельности, а так же в силу особенностей быта, эта
категория спортсменов не всегда может выполнить запланированный тренировочный объем. Данный метод помог оптимизировать тренировочный процесс студентов-спортсменов, повысив в короткий срок функциональные показатели и тем самым улучшив спортивный результат в соревнованиях. Aim. The paper aims to improve methods for athletic performance enhancement in university
students involved in cross-country skiing. Materials and methods. The study involved 12 members
of the university cross-country ski team (1st rank athletes and masters of sport). After a short training camp
of three microcycles with one interval training each, a comparative analysis of aerobic/anaerobic performance,
absolute/relative maximum oxygen consumption and the speed of exercise performance (treadmill,
bicycle ergometer) was conducted with the data obtained before and after the experiment. Results. The analysis
and review of training methods in other cyclic sports allow to conclude that interval exercises from
track and field should be used for short-distance cross-country skiers. The interval exercises, which were
used in the pre-competitive phase, contributed to the development of both the cardiovascular and muscular
systems. The method proposed is aimed at the development of special endurance and speed of cross-country
skiers. Conclusion. Training with load and rest intervals contributes to performance enhancement among
university students involved in cross-country skiing, since this category of athletes cannot always achieve
expected training intensity due to educational and routine activities. Our method contributed to the optimization
of the training process and improved athletic performance among university students involved
in cross-country skiing.
Description:
Слушкина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
физической культуры, Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина. Россия, 620085, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19.
Дерябина Марина Александровна, старший преподаватель кафедры физической культуры,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Россия,
620085, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19.
Сегал Ирина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и
методики физической культуры и спорта, Уральский государственный педагогический университет. Россия, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26. Elena A. Slushkina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor
of the Department of Physical Education, Ural Federal University named after the first President of Russia
B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia.
Marina A. Deryabina, Senior Lecturer, Department of Physical Education, Ural Federal University
named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia.
Irina V. Segal, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of
the Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport, Ural State Pedagogical University,
Yekaterinburg, Russia