Репозиторий Dspace

Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Алексеева, А. М.
dc.contributor.author Ильина, М. Н.
dc.contributor.author Щелкова, О. Ю.
dc.contributor.author Alekseeva, A. M.
dc.contributor.author Ilyina, M. N.
dc.contributor.author Shchelkova, O. U.
dc.date.accessioned 2014-05-05T05:09:01Z
dc.date.available 2014-05-05T05:09:01Z
dc.date.issued 2012
dc.identifier.citation Алексеева, А. М.Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза / А. М. Алексеева и др.// Вестник ЮУрГУ. Серия Психология .- 2012.- Вып. 18. № 31 (290).- С. 64-71.- Библиогр.: с. 71 (6 назв.) ru_RU
dc.identifier.issn 2071-3053
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ac.ru/handle/0001.74/2622
dc.description Алексеева Анна Михайловна. Медицинский психолог, Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия», г. Санкт-Петербург. Anna M. Alexeeva. Medical Psychologist, St. Petersburg Centre of Rehabilitation «Child Psychiatry». Ильина Маргарита Николаевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургский государственный университет. Margarita N. Ilyina. Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Medical psychology and psychophysiology, St. Petersburg State University. Щелкова Ольга Юрьевна. Доктор психологических наук, профессор, заве- дующий кафедрой медицинской психологии и психофизиологии, Санкт- Петербургский государственный университет. Olga U. Shchelkova. Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Medical Psychology and Psychophysiology, St. Petersburg State University. E-mail: olga.psy.pu@mail.ru ru_RU
dc.description.abstract Приводятся результаты исследования уровня и структуры интеллекта, а также связи этих характеристик с уровнем социально-психологической адаптации 100 детей с различными формами дизонтогенеза. С помощью клинико- психологического, анамнестического и психометрического (WISC) методов сравнивались дети от 8 до 14 лет c преимущественным нарушением познавательных функций (1 группа, 53% детей; средний IQ=70,75) и с преимуществен- ными личностно-поведенческими расстройствами, обусловленными органическим поражением головного мозга (2 группа, 43% детей; средний IQ=91,60, р<0,001). Выявлено, что у детей 1 группы уровень социальной адаптации по- ложительно взаимосвязан с показателями вербальных субтесов WISC «Арифметический» и «Сходство», а также с Вербальным IQ. В группе детей с личностно-поведенческими аномалиями (группа 2) уровень социально- психологической адаптации взаимосвязан только с одним показателем WISC «Складывание фигур». Таким образом, успешность социальной адаптации у детей с нарушением познавательной деятельности связана, преимущественно, с уровнем вербального понимания и коммуникативных навыков, а у детей с личностно-поведенческими аномалиями – с конструктивными способностями, развитием интуитивного мышления, пространственного анализа и синтеза. Полученные данные могут способствовать целенаправленному проведению и, в целом, более полной адаптации детей с психическими нарушениями. The paper presents the results of the study of intelligence level and structure, and these characteristics connection with the level of socio-psychological adaptation of 100 children with various forms of dysontogenesis. Using clinical and psychological, anamnestic and psychometric (WISC) methods from 8 to 14-year-old children with predominant cognitive dysfunction (group 1; 53 % of children; mean IQ=70,75) and with predominant personal and behavioral disorders due to organic brain lesions (group 2; 43 % of children; mean IQ=91,60, p<0,001) were compared. It was found that the level of social adaptation of children from group 1 is positively correlated with indicators of WISC verbal domains «Arithmetic» and «Similarity» and with verbal IQ. In the group of children with personal and behavioral abnormalities (group 2) the level of social and psychological adjustment correlates with only one WISC measure «Folding figures». Thus, the success of social adaptation of children with impaired cognitive function is mainly associated with the level of understanding and verbal communication skills, and for the children with personal and behavioral abnormalities it is associated with constructive design skills, the development of intuitive thinking, spatial analysis and synthesis. These data may contribute to the purposeful conduct and, in general, a more complete integration of children with mental disabilities. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Вестник ЮУрГУ. Серия Психология ru
dc.relation.ispartof Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Psikhologiya en
dc.relation.ispartof Bulletin of SUSU en
dc.relation.ispartof Bulletin of South Ural State University en
dc.relation.ispartofseries Психология;Вып. 18
dc.subject УДК 159.922.72 ru_RU
dc.subject УДК 159.922.76-056.34 ru_RU
dc.subject психические расстройства у детей ru_RU
dc.subject уровень и структура интеллекта ru_RU
dc.subject социально-психологическая адаптация ru_RU
dc.subject mental disorders in children ru_RU
dc.subject intelligence level and structure ru_RU
dc.subject socio-psychological adaptation ru_RU
dc.subject ГРНТИ 15.31 ru_RU
dc.title Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза ru_RU
dc.title.alternative Socio-psychological adaptation and intellectual development peculiarities of children with various forms of dysontogenesis ru_RU
dc.type Article ru_RU


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись