Аннотации:
Поставлена задача обучения эффективному использованию информационных технологий
при поддержке принятия решений. Систематизированы критерии оценки деятельности экономических и социальных систем, приведена их классификация и области применения частных критериев различной природы. Предложено для интеграции знаний в области информационных технологий с целью поддержки принятия решений использовать актуальную задачу
составления расписания занятий. Определены исходные данные, классифицированы факторы
модели, построена математическая модель, указаны ее ограничения. Приведены методы получения критериев качества расписания с различных точек зрения и получения интегрального
критерия качества. Рассмотрены и классифицированы ограничения возможных решений.
Приведены примеры случаев, когда формульные критерии неприменимы. Обоснован выбор
алгоритмов оптимизации по интегральному критерию. Показан переход от структурных моделей деятельности лиц, принимающих решения, к информационным моделям систем поддержки принятия решений. Предложена концепция поддержки принятия решений экспертом
путем оценки его трудно формализуемых действий по изменению значений параметров системы. Множества объектов системы сопоставлены сущностям информационной модели, при-
ведены ее улучшающие преобразования. Рассмотрены варианты информационной модели с
различной степенью нормализации, показаны их сравнительные достоинства и недостатки.
Определены направления развития информационной модели в составе автоматизированной
системы управления вузом. Сделан вывод о возможности повышения эффективности деятельности сложных социально-экономических систем за счет рационального использования
средств математического, информационного и имитационного моделирования. Показано, что
эта область деятельности в настоящее время перспективна с точки зрения эффективного приложения усилий специалиста в области информатики. This article is about a task of learning of effective use of information technologies with the decision
support. The criteria for evaluating the activity of economic and social systems are systematized,
their classification and areas of application of particular criteria of different nature are given.
It is proposed to integrate knowledge in the field of information technologies in order to decision
support on example of an actual task of scheduling lessons. The initial data are determined, the factors
of the model are classified, a mathematical model is designed, its limitations are proposed.
Methods for obtaining schedule quality criteria from various points of view and integral quality criterion
design are presented. The limitations of possible solutions are considered and classified. Some
examples of formula criteria unusability are given. The selection of optimization algorithms based
on an integral criterion is substantiated. The transition from structural models of the activity of decision
makers to information models of decision support systems is shown. The concept of an expert
decision support is offered by an estimation of its difficultly formalized actions on change of para
metric values of the system. Sets of objects of the system are compared to the essences of the information
model, and its improving transformations are given. The variants of the information model
with different degrees of normalization are considered; their comparative advantages and disadvantages
are shown. The directions of development of the information model in the structure of
the automated management system of the university are determined. As a conclusion a possibility of
increasing the efficiency of the activities of complex socio-economic systems through the rational
use of mathematical, information and simulation tools is proved. It is shown that this area of activity
is currently promising from the point of view of the effective application of the efforts of a specialist
in the field of informatics.
Описание:
Затонский Андрей Владимирович, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой автоматизации
технологических процессов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Березниковский филиал, г. Березники, Пермский край; zxenon@narod.ru.
Варламова Светлана Александровна, канд. техн. наук, доцент кафедры автоматизации
технологических процессов, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Березниковский филиал, г. Березники, Пермский край; varlamovasa@mail.ru. A.V. Zatonskiy, zxenon@narod.ru,
S.A. Varlamova, varlamovasa@mail.ru
Perm National Research Politechnic University, Berezniki branch, Berezniki,
Perm region, Russian Federation