Abstract:
Статья посвящена динамическим процессам в политической рекламе, связанными с поисками
креативных решений. На примере политических слоганов и дефиниций политических терминов
автор вскрывает векторы отклонений от стандартных стереотипных форм высказываний этого
типа, касаясь также креативных решений в области заголовков политических текстов. В основе
статьи лежит сопоставительный метод, используя который автор характеризует интенциональные, прагматические, формально-смысловые и иные направления модификаций политических
высказываний. С точки зрения автора, креативность адресанта политического текста проявляется
прежде всего в области формы, в том числе - в отступлениях от устойчивого жанрового канона и
языковой модели, в «ломке стереотипов текстообразования», на которые опирается традиционное политическое сообщение. Материал статьи свидетельствует о том, что векторы креативности
в политических слоганах направлены в сторону: увеличения объема высказывания и его дискретности (достаточно широкое распространение парцеллированных конструкций), индивидуализации лексического состава слогана, сдвига его тональности (от нейтральной – к иронической), а также одновременного использования нескольких коммуникативных техник. Автор делает вывод, что креативные тенденции широко реализуются не только в политической рекламе,
но во всем пространстве политического дискурса. В самом общем виде их можно свести к расширению арсенала жанров политического дискурса, диффузии и трансформации жанровых
форм; поискам способов компрессии текста в сочетании с информативной емкостью, повышению уровня аттрактивности политического текста, привлекательности его для читателей; резкому увеличению дискретности текста. The paper studies dynamic processes in political advertising stimulated by the search for creative
ideas. Based on political slogans and political terms definitions, the author reveals the changes of standard
stereotypes typical of this genre; special attention is paid to political headlines. The paper employs,
Руженцева Н.Б. Стереотипные решения и креативные векторы
в политической рекламе
В естник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 33
2017. Т. 14, № 2. С. 26–33
comparative method, which enables the author to analyze intention, pragmatics, semantics and some
other means of political utterance modification. The author argues that the political text addresser’s
creativity is found, first of all, in the form of expression, including deviation of the genre canon and
speech patterns, and “destruction of the text production stereotypes”, which are used in conventional political
messages. The material of the paper proves that creative vectors in political slogans are focused
on: the length of the utterance and its discreteness (the frequent use of parceling), individual character of
the vocabulary of the slogan, the change of its tone (from neutral to ironic) and simultaneous use of several
communicative techniques. The conclusion is made that creative tendencies are wide-spread not only
in political advertising, but in political discourse in general. These tendencies include: enlargement of
genres of political discourse, diffusion and transformation of the genre forms, the search for the means
of text compression and information enrichment, increase of political text attractiveness for the readers;
text discreteness.
Descrizione:
Руженцева Наталья Борисовна, доктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной
коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический
университет (Екатеринбург), verbalis@mail.ru. Natalya B. Ruzhentseva, Doctor of Philology, Professor of Cross-cultural Communication, Rhetoric and
Russian as Foreign Language Department, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg), verbalis@mail.ru