Abstract:
Рассматриваются математические модели пневматической системы,
состоящей из трубки, закрытой с одной стороны и открытой с другой. В
трубке находится поршень, ограничивающий некоторый объем сжатого
газа. Для нахождения параметров движения поршня под действием
давления расширяющегося газа строится математическая модель системы
несколькими способами: с помощью обыкновенных дифференциальных
уравнений и с помощью уравнений в частных производных. В последнюю
включаются такие уравнения, как уравнение движения, уравнение
неразрывности и уравнение сохранения энергии, т. е. уравнения газовой
динамики. Кроме того, определяются соответствующие краевые условия.
При этом учитывается возможный нагрев газа и возможные потери
некоторого объема газа сквозь имеющийся зазор между цилиндром и
поршнем. Все уравнения, входящие в состав математической модели,
приводятся к безразмерной форме. Для выполнения расчетов используются
методы конечных разностей и характеристик, при которых все частные
производные в уравнениях заменяются конечными разностями в узлах
некоторой сетки. По имеющемуся шаблону находится приближенное
значение каждого уравнения в каждом узле сетки по пространству, затем
происходит переход на следующий временной слой. Расчеты выполняются
до тех пор, пока поршень не достиг открытого конца трубы или до тех пор,
пока поршень не начал замедляться. Затем проводится сравнение
результатов, полученных с помощью рассматриваемых методов, по
критериям быстродействия и точности, а также даются рекомендации
относительно целесообразности использования каждого метода построения
математической модели. The article regards mathematical models of pneumatic system, consisting of a pipe which is closed
from one end and open from the other. In the pipe, there is a piston that limits some volume of compressed
gas. In order to determine parameters of the piston’s motion under the pressure of expanding
gas, mathematical model of the system gets constructed using several methods: with the use of ordinary
differential equations, and with the use of partial differential equations. The last method includes such
equations as motion equation, continuity equation, and energy conservation equation, i.e. the equations
of gas dynamics. Besides, corresponding boundary conditions get determined. At that, possible heating
of the gas and probable loss of some volume of the gas through an existing clearance between the cylinder
and the piston are taken into account. All equations included into the mathematical model get reduced
to the dimensionless form. Methods of finite differences and characteristics are used for calculations,
at which all partial derivatives in equations get replaced with finite differences in nodes of a grid.
By the existing template, approximate value of each equation gets determined in each node of the grid
by the space; then a transition to the next temporal layer takes place. Calculations are being performed
either until the piston reaches the open end of the tube or until the piston started to slow down. After
that, results obtained with the use of methods under consideration get compared by the criteria of fast
operation and accuracy, and recommendations regarding advisability of using each method for construction
of a mathematical model get provided.
Description:
А.В. Геренштейн, Н.С. Мидоночева
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
E-mail: gerenshteinav@susu.ru. A.V. Herreinstein, N.S. Midonocheva
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
E-mail: gerenshteinav@susu.ru