Аннотации:
Ведущими направлениями конструктивного и технологического совершенствования автотракторных средств являются снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов. Одним из наиболее эффективных мероприятий по снижению расхода топлива и воздействия на экологию является использование комплексного метода полного и частичного отключения части цилиндров при эксплуатации ДВС на холостом ходу и малых нагрузках. Данный метод в ограниченном масштабе применяется на современных транспортных средствах. Однако сложность разработки и применения технических средств для его реализации состоит в отличительных особенностях режимов работы автотракторных средств, специфики условий эксплуатации. В приведенных исследованиях индивидуальная разработка мероприятий отключения топливоподачи и привода ГРМ применены к двигателю Д-240 трактора МТЗ-80. Для проведения экспериментальных исследований использовались обкаточно-тормозной стенд КИ-5543 с измерительными приборами, дизельный двигатель Д-240 трактора МТЗ-80, дымомер «Инфракар Д1» и газоанализатор «Infralight 11P». При экспериментальной работе были выбраны три характерных режима работы двигателя Д-240 без нагрузки и под нагрузкой Ne = 0…35 кВт: 1) типовой режим работы всех 4 цилиндров; 2) искусственный режим работы, формируемый посредством отключения подачи топлива в 2 цилиндрах 4-цилиндрового двигателя; 3) искусственный режим работы, формируемый посредством отключения подачи топлива в 2 цилиндрах и газораспределительного механизма в 2 цилиндрах 4-цилиндрового двигателя. Установлено, что отключение части цилиндров дизельного двигателя приводит к снижению расхода топлива в среднем на 25–27 %, сажесодержания и дымности отработавших газов на 30–35 %, в зависимости от режима работы двигателя. Приведены зависимости часового расхода топлива, расхода воздуха, коэффициента избытка воздуха, сажесодержания и дымности отработавших газов четырехцилиндрового дизельного двигателя при отключении части его цилиндров на различных режимах нагружения. The main lines of constructive and technological improvement of motor vehicles are reducing fuel consumption and exhaust gas toxicity. One of the most effective measures to reduce fuel consumption and impact on the environment is to apply a complex method for full and partial shutdown of some cylinders when the engine operates at idle and low loads. This method limitedly applied for modern vehicles. However, it is complicated to develop and use the technical means for its implementation due to the distinctive features of operating modes of motor vehicles and the specifics of operating conditions. In the reviewed studies, the particularly developed measures for disabling fuel supply and timing drive were applied to the D-240 engine of an MTZ-80 tractor. To carry out the experiments, we used a KI-5543 roller-brake stand with measurement instruments, a D-240 diesel engine of an MTZ-80 tractor, an “Infrakar D1” opacimeter and an “Infralight 11P” gas analyzer. For the experiments, we selected three typical operating modes of a D-240 engine without load and under the load Ne = 0...35 kW: 1. a normal operating mode of all 4 cylinders; 2. an artificial operating mode created by switching off the fuel supply in 2 cylinders of a 4-cylinder engine; 3. an artificial operating mode created by switching off the fuel supply in 2 cylinders and gas distribution mechanism in 2 cylinders of a 4-cylinder engine. It was found that the shutdown of some diesel engine cylinders leads to a reduction in fuel consumption by an average of 25–27 %, in carbon-black content and smoke content of exhaust gases by 30–35 %, depending on the operating mode of the engine. We determined the dependences of the hourly fuel consumption, air consumption, air excess coefficient, carbon-black content and smoke content of exhaust gases of the four-cylinder diesel engine when switching off some of its cylinders at different loading modes.
Описание:
Кожанов Владимир Николаевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Тракторы, сельскохозяйственные машины и земледелие», Южно-Уральский государственный аграрный университет, г. Челябинск, kozhanoww@mail.ru. Петелин Андрей Александрович, ассистент кафедры «Тракторы, сельскохозяйственные машины и земледелие», Южно-Уральский государственный аграрный университет, г. Челябинск, petelin_aa@mail.ru. Гриценко Александр Владимирович, доктор технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, alexgrits13@ mail.ru. Шепелев Владимир Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, shepelevvd@susu.ru.
V.N. Kozhanov1, kozhanoww@mail.ru, A.A. Petelin1, petelin_aa@mail.ru, A.V. Gritsenko2, alexgrits13@mail.ru, V.D. Shepelev2, shepelevvd@susu.ru 1South Ural Agrarian State University, Chelyabinsk, Russian Federation, 2South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation