Abstract:
Снижение токсичности отработавших газов бензиновых двигателей с искровым зажиганием обуславливается необходимостью снизить экологическую напряженность при активном использовании автотранспорта в крупных городах. Целью проводимой работы являлось выявление возможностей снижения токсичности отработавших газов двигателей с искровым зажиганием. Исследования проводились в условиях одноцилиндровой установки УИТ-85, имитирующей рабочий процесс при максимальной нагрузке и двигателе ВАЗ-2111 на режиме холостого хода. Эти режимы оказывают наибольшее влияние на токсичность бензинового двигателя. Экспериментальные исследования на двигателе ВАЗ-2111 проводились при стандартной степени сжатия 9,8 и при пониженной степени сжатия 7,5, за счет установки специальной алюминиевой пластины толщиной 4 мм. При проведении экспериментальных исследований фиксировалось давление в цилиндре двигателя, электропроводность пламени в зонах установки датчиков ионизации, а также расход топлива и воздуха на впуске и характеристики токсичности отработавших газов. В качестве топлива использовался бензин и сжатый природный газ. Для оценки возможностей снижения токсичности за счет активизации процесса сгорания для испытаний на двигателе ВАЗ-2111 применялась добавка водорода в размере 4 % (0,02 кг/ч) и 6 % (0,03 кг/ч) от массы топлива. При исследованиях на УИТ-85 для бензина применялась добавка водорода в 5 % и для сжатого природного газа 5, 10, 15 % соответственно. Показано, что природный газ может обеспечить снижение токсичности отработавших газов как по оксидам азота, так и по углеводородам и монооксиду углерода, при сохранении мощностных показателей работы двигателя, если будут подобраны оптимальные углы опережения зажигания. Для эффективного сгорания при работе на холостом ходу необходимо применение способов интенсификации процесса сгорания, как вариант показано эффективное воздействие водорода при добавке в 4 % от массы топлива. При этом влияние водорода более эффективно при работе на природном газе.The need to reduce environmental stress caused by active use of vehicles in large cities calls for reducing the toxicity of exhaust gases emitted by gasoline engines with spark ignition. The research aimed to find ways to reduce the toxicity of exhaust gases emitted by spark-ignition engines. The studies were carried out on a single-cylinder UIT-85 simulating the working process under maximum load and on a VAZ-2111 engine in idle mode. These modes have the greatest impact on the toxicity of a gasoline engine. Experimental studies on the VAZ-2111 engine were conducted at a standard compression ratio of 9.8 and at a reduced compression ratio of 7.5 using a special fourmillimeter-thick aluminum plate. During the experimental studies, we recorded the pressure in the engine cylinder, the electrical conductivity of the flame in the zones of ionization sensors, as well as the consumption of fuel and air at the inlet and the toxicity characteristics of the exhaust gases. Gasoline and compressed natural gas were used as fuel. To assess the potential for reducing toxicity by intensifying the combustion process in VAZ-2111 engine, we used a hydrogen additive in the amount of 4 % (0.02 kg / h) and 6 % (0.03 kg / h) of the fuel mass. When studying UIT-85, we used a 5 % hydrogen additive for gasoline and a 5, 10, 15 % hydrogen additive for compressed natural gas. It was shown that natural gas can reduce the toxicity of exhaust gases, reducing the content of nitrogen oxides, hydrocarbons, and carbon monoxide. The engine performance indicators remain the same, if the optimal ignition dwell angles are selected. For efficient combustion at idle mode, methods for intensifying the combustion process have to be applied. We showed an example of effective impact of hydrogen additive in amount of 4 % of the fuel mass. At the same time, the effect of hydrogen is more effective when engines are powered with natural gas.
Descrizione:
Смоленская Наталья Михайловна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Общая и теоретическая физика», Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, nata_smolenskaya @mail.ru. Смоленский Виктор Владимирович, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Энергетические машины и системы управления», Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, biktor.cm@mail.ru.
N.M. Smolenskaya, nata_smolenskaya@mail.ru, V. V. Smolenskii, biktor.cm@mail.ru Togliatti State University, Togliatti, Russian Federation