Репозиторий Dspace

Особенности интегральной индивидуальности учителей с разными стилями деятельности

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Долгополова, И. В.
dc.contributor.author Dolgopolova, I. V.
dc.date.accessioned 2014-07-07T06:48:21Z
dc.date.available 2014-07-07T06:48:21Z
dc.date.issued 2013
dc.identifier.citation Долгополова, И. В.Особенности интегральной индивидуальности учителей с разными стилями деятельности / И. В. Долгополова // Вестник ЮУрГУ. Серия Психология.- 2013.- Т. 6. № 3.- С. 4-12.- Библиогр.: с. 11 (7 назв.) ru_RU
dc.identifier.issn 2071-3053
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ac.ru/handle/0001.74/3006
dc.description Долгополова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Экономика», Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Березниковский филиал, i_dolgopolova@mail.ru. I.V. Dolgopolova, Perm National Research Polytechnic University, Berezniki department, Berezniki, Russian Federation, i_dolgopolova@mail.ru ru_RU
dc.description.abstract Описаны результаты экспериментального исследования особенностей стиля деятельности и индивидуальности учителей. Показана роль индивидуального стиля как условия обеспечения эффективности педагогической деятельности в современной школе. В статье описаны результаты проведенных в отечественной психологии за последние 20 лет исследований различных сторон стиля деятельности. Подтверждены данные о четырехкомпонентной структуре стиля деятельности учителей, включающей в себя коммуникативные, организационные и самоорганизационные действия, а также действия, активизирующие интеллект учащихся. Проводилось сравнительное исследование на выборке из 100 учителей, преподающих гуманитарные, математические и естественно-научные дисциплины. По результатам кластерного анализа результатов исследования методом К-средних выделены два типичных стиля профессиональной деятельности: ориентированный на самоорганизацию деятельности самого учителя и ориентированный на активизацию интеллекта учащихся. В исследованной выборке преобладают представители первого типа стиля (около 58 % ее численности). С помощью прошедшей стандартизацию авторской методики «Опросник стиля деятельности учителей» выявлены различия в развитии 4 компонентов стиля у педагогов с разными его вариантами. Установлено, что высокий уровень самоорганизации учителей проявляется в трансляции организационных действий в отношении учащихся, а активизация интеллекта учащихся требует высокого уровня развития коммуникативных действий педагогов. Статистически достоверные различия проявляются в основном в результатах обследования личностных черт (нормативность поведения, дипломатичность, тревожность, самоконтроль), при том, что различий в характеристиках психодинамических свойств, свойств нервной системы и склонностей не обнаружено. Структура стиля деятельности оказалась более гармоничной и устойчивой у учителей с ориентацией на самоорганизацию деятельности. The results of the experimental research of peculiarities of a teaching style and teachers’ personality are described .The role of a teaching style is shown as a condition to provide the efficiency of educational work in a contemporary school. The article summarizes the research results of different sides of the style in home psychology, held in the last 20 years. The data that the teaching style has 4-component structure including communicative, organizing and self-organizing actions and also the actions developing students’ intellect, are also confirmed. The comparative study was held among 100 chosen teachers, teaching the humanities, mathematical and scientific subjects .Two typical styles were marked out by a cluster analysis of the k-medium method: the style, oriented to organize the teacher’s personal activity and the other one ,oriented to activate students’ intellect. The representatives of the first style predominate (approximately 58 %). Differences in developing 4-components of style among different representatives were discovered by a method “An Inquirer of a teaching style” (author’s method, approved by standards). It has been determined , that the high level of teachers’ self-organization becomes apparent in broadcasting organizational features in students’ organization activities. At the same time developing of students’ intellect requires a high level of communicative activities of teachers. Statistical valid differences are shown mainly in personal features (standarts of behavior, diplomacy, anxiety, self-control), though differences in psychodynamic characteristics, the nervous system characteristics and abilities are not found. Teachers tending to self-organization have more harmonious and stable structure of their teaching style. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Вестник ЮУрГУ. Серия Психология ru
dc.relation.ispartof Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Psikhologiya en
dc.relation.ispartof Bulletin of SUSU en
dc.relation.ispartof Bulletin of South Ural State University en
dc.relation.ispartofseries Психология;Том 6
dc.subject teaching style ru_RU
dc.subject integral individualism ru_RU
dc.subject educational work ru_RU
dc.subject teachers specializing in subjects ru_RU
dc.subject teacher’s personality ru_RU
dc.subject psychodynamic characteristics ru_RU
dc.subject the nervous system characteristics ru_RU
dc.subject стиль деятельности ru_RU
dc.subject интегральная индивидуальность ru_RU
dc.subject педагогическая деятельность ru_RU
dc.subject личностные черты ru_RU
dc.subject психодинамические свойства ru_RU
dc.subject свойства нервной системы ru_RU
dc.subject УДК 37.011.31-051:159.923 ru_RU
dc.subject ГРНТИ 15.81 ru_RU
dc.subject УДК 159.923.07 ru_RU
dc.title Особенности интегральной индивидуальности учителей с разными стилями деятельности ru_RU
dc.title.alternative Features of integrated identity of teachers with different styles of activity ru_RU
dc.type Article ru_RU


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись