Resumen:
На современном этапе развития педагогической науки предметом научного дискурса
становится исследование вариативных форм включения субъектов деятельности в управление, что позиционирует приоритетность разработки основ и механизмов партисипативного управления. Эффективность партисипативного управления зависит от адекватности
реализации его принципов, соответствующих целям.
Данная статья является попыткой решить проблему включения партисипативного
управления в систему социально-педагогического сопровождения подростков группы
риска и имеет целью определение основных направлений и механизмов партисипативного управления в данной системе, форм участия подростков группы риска в партисипативном управлении.
Для определения особенностей партисипативного управления в системе социально-
педагогического сопровождения подростков группы риска были использованы методы
обзора научной литературы, анализа профессиональной деятельности преподавателей и
воспитателей, наблюдения и социологического опроса.
В результате партисипативное управление было определено как взаимодействие
субъектов образовательного процесса, обусловленное действием механизма соуправления. Также доказано, что социально-педагогическое сопровождение может быть более результативным, если оно основано на согласии, заинтересованности, ответственности и
добровольности всех участников образовательного процесса.
Данные теоретические положения стали основой для разработки программы социально-педагогического сопровождения подростков группы риска на основе принципов партисипативного управления. At the present stage of development of Pedagogy the subject of scientific discourse is the
study of various forms of inclusion of subjects in managements that causes the priority of developing
the framework and mechanisms for participatory management. The effectiveness of participatory
management depends on the adequate choice of principles that correspond to respective
functions.
This article is an attempt to solve the problem of incorporating participative management
into the system of socio-pedagogical support of teenagers of risk group. The paper aims to define
the main directions and mechanisms of participatory management in this system, the forms of
participation of adolescents of risk group in participatory management.
The review of scientific literature, analysis of professional activity of educators, observation
method and sociological inquiry were used to determine the features of participatory management
in the system of socio-pedagogical support of teenagers of risk group.
As a result, participatory management has been defined as the interaction of subjects of educational
process, due to the action of the mechanism of co-management. It is also proved that the
socio-pedagogical support may be more effective if it is based on consent, interest, responsibility
and voluntariness of all the participants of educational process.
These theoretical principles have become the basis for the development of the program of
socio-pedagogical support of teenagers of risk group on the basis of the principles of participatory
management.
Descripción:
Суворова Светлана Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики его преподавания, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, аlex97@shаdrinsk.net.
Блясова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета истории и права, Шадринский государственный педагогический институт г. Шадринск, erofeevа_
shgpi@mаil.ru. S.L. Suvorovа, аlex97@shаdrinsk.net,
J.Y. Blyаsovа, erofeevа_shgpi@mаil.ru
Shаdrinsk Stаte Pedаgogicаl Institute, Shаdrinsk, Russiаn Federаtion